Последние новости

modern teacher 7

На площадке форума состоялось обсуждение темы «Современный преподаватель: какой он?». Участниками коллективного диалога стали преподаватели и студенты факультетов юридического, филологического, экономики и управления, инновационных технологий машиностроения, математики и информатики, биологии и экологии, педагоги и учащиеся Лидского колледжа.

Участникам Форума было предложено определить смысл деятельности и профессиональное предназначение современного преподавателя. Отправной точкой для интересной и содержательной дискуссии стало мнение авторитетного ученого, американского физика-теоретика Фримена Дайсона. В одной из своих лекций с помощью языка метафор и образов Дайсон предложил оригинальную классификацию учёных – он разделил их на ученых-птиц и ученых-лягушек, ученых, стремящихся к широкому познанию окружающего мира и ученых, создающих знание в рамках локального исследовательского поля.

В ходе обсуждения на Форуме прозвучало более 100 мнений, наполненных глубиной и образностью мысли, развернутыми сравнениями и личными наблюдениями. По мнению большинства участников обсуждения, современный преподаватель должен сочетать в себе ряд важных личностных и профессиональных качеств. Для студентов современный преподаватель – это человек, который находится в постоянном развитии, отличается высокой эрудицией, творческими способностями, целеустремленностью, имеет внутреннюю мотивацию в работе, успешен в жизни, обладает высокими нравственными качествами. В профессиональной деятельности современный преподаватель должен быть тем, кто помогает студентам совершать новые открытия, находит индивидуальный подход к каждому из них, способен тронуть не только их ум, но и душу, умеет наблюдать и исследовать действительность. Современный преподаватель – это человек, который учит думать, хорошо ориентируется в условиях быстроменяющегося мира и умеет применять в работе современные средства и технологии обучения, инновационен по духу.

С мнениями всех участников обсуждения можно познакомиться на Форуме журнала.

Мнения студентов – участников обсуждения:

«Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться. Здесь заключен важный момент учебного процесса – помощь в определении направления и правильный толчок для самореализации» (Сокол Марьяна, студентка 1 курса специальности «Международное право»)

«Современный преподаватель – человек, который всегда стремится к успеху. Ведь именно такой человек сможет воспитать успешного ученика» (Польский Александр, студент 1 курса специальности «Электронный маркетинг»)

«Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно. Со стороны студента важно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ преподавателя и помнить, что обРАзование имеет частичку «РА», что подразумевает РАзвитие, РАдость, Рациональность» (Жилюк Анастасия Андреевна, студентка 1 курса юридического факультета специальности «Международное право»)

«Современному преподавателю важно не только учить, но и учиться самому» (Беленица Виолетта, студентка 1 курса юридического факультета специальности «Международное право»)

«В современном мире высоких технологий преподаватель должен оставаться милосердным, добрым, нравственным ЧЕЛОВЕКОМ, которого не заменит электронная «железяка» (Кокутич Ирина, студентка 1 курса юридического факультета специальности «Международное право»)

«У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить» (Шкута Маргарита, студентка 1 курса юридического факультета специальности «Международное право»)

В рамках Недели педагогического мастерства в Гродненском университете прошла открытая лекция-диалог «Беларуская мова: сферы выкарыстання» доцента кафедры иностранных языков Светланы Лескевич – участника авторского курса доктора педагогических наук Андрея Короля «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Знакомство с историей возникновения славянской письменности стало для студентов 1 курса специальности «Белорусская филология» временем больших и маленьких открытий. В ходе занятия купаловцы смогли получить ответ на вопрос «Что более значимо – получить готовые ответы или создать свой личный мир знаний и опыта?». Участники лекции взглянули на язык как на живое и развивающее явление в истории человечества, получили возможность более пристально изучить роль личности в формировании письменной традиции славян, взвесили аргументы «за» и «против», оценивая степень влияния государства и общества на развитие белорусского языка в наши дни.

Занятие получило дополнительную динамику во время работы студентов над открытыми заданиями, которые были разработаны преподавателем в ходе оргдеятельностного курса и опубликованы в материалах семинара «Как разработать открытое (эвристическое) задание». Вначале Светлана Лескевич предложила студентам погрузиться в атмосферу диспута славянского просветителя Кирилла со своими идеологическими оппонентами, а потом спроецировать ситуацию IX века на современность, разработав тезисы в защиту белорусского языка и определив сферы его практического применения. Итог работы студентов получился неожиданным, захватывающим, а в некоторых моментах эмоционально трогательным.

Толчком для открытой полемики послужили яркие реплики эксперта – настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора, протоиерея Георгия Роя. Вызов студентов на диспут и их ответная реакция создали умственное напряжение в аудитории и условия для поиска молодыми людьми наиболее ярких и убедительных аргументов в споре с «пилатниками» прошлого и настоящего. В качестве доказательства важности сохранения и расширения сферы применения белорусского языка студенты выбрали не только словесные аргументы, но песню на стихи Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі».

По мнению Светланы Лескевич, выбор эвристических приемов при изучении дискуссионных вопросов славянского языкознания вполне оправдан. Опираясь на открытые задания, студенты движутся по индивидуальным траекториям поиска и анализа информации, учатся соотносить свое знание с тем, что приобретено извне, вырабатывают взвешенные и осмысленные оценочные суждения.  

В ГрГУ им. Я. Купалы состоялся семинар «Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие» Подробнее