Последние новости

Белорусский государственный университет и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы проводят в сетевой форме на основе оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково?»  повышение квалификации преподавателей в области креативного образования. Автор и ведущий семинаров – доктор педагогических наук, ректор БГУ Андрей Король.

 

В состоявшемся первом семинаре «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание» приняли участие около 150 преподавателей двух университетов.  ГрГУ имени Янки Купалы представляли  36 человек, среди которых молодые  специалисты, принятые на работу в университет в течение последних двух лет, магистранты, преподаватели колледжей, методисты УМУ, а также  преподаватели университета, которые участвовали  в весенних семинарах, а теперь  выступили в роли модераторов и наставников групп.

Обращаясь к  участникам семинара,  ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко отметила, что сегодняшний семинар для купаловского университета – это  продолжение трех семинаров, проведенных в апреле-мае минувшего года в рамках оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково?». 46 преподавателей университета, колледжей и школ города приняли участие в весенней серии семинаров и получили сертификаты. Сегодня они успешно внедряют в учебный  процесс новую технологию открывающего обучения как одну из образовательных инноваций.

По итогам весенних семинаров в течение первого семестра текущего учебного года  дважды состоялись Недели педагогического мастерства, прошли  мастер-классы и открытые занятия, которые  проводили не только преподаватели университета, но и учителя-методисты – члены клуба «Хрустальный журавль».

В ходе работы первого совместного с БГУ семинара «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание», который  носил деятельностный  характер, участниками были разработаны  открытые задания.  Они будут применяться преподавателями в ходе учебного процесса и на их основе в рамках второго семинара, который состоится 15 февраля,  будут подготовлены методические разработки эвристического занятия.

 

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы в рамках Недели педагогического мастерства состоялся круглый стол участников авторского курса доктора педагогических наук Андрея Короля «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» и студентов педагогических специальностей на тему «Профессиональное мастерство современного педагога: путь к успеху».

В ходе круглого стола участники обсудили результаты внедрения в образовательную практику технологии эвристического, или открывающего, обучения, затронули широкий круг вопросов, касающихся формирования профессионального мастерства учителя, рассмотрели условия, способствующие самовыражению, творческому росту и успешности современного педагога.

Модераторами круглого стола выступили начальник учебно-методического управления ГрГУ имени Янки Купалы Марина Колоцей и заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго.

В начале работы круглого стола к собравшимся обратилась доцент кафедры педагогики и социальной работы педагогического факультета Татьяна Прудко. В своем выступлении она отметила важность сохранения и распространения лучших образцов педагогического мастерства, перечислила факторы успешности современного педагога.

– Работа в классе или аудитории требует постоянной самоотдачи, увлеченности, неустанных поисков и открытий, – подчеркнула Татьяна Михайловна. – Только так можно реализовать себя, обогатить своих учеников, нацелить их на созидательную творческую деятельность.

Практическими результатами использования приемов открывающего обучения в работе со студентами филологического факультета поделилась участница оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», доцент кафедры белорусской филологии Нонна Шандроха. Она напомнила, что труд педагога требует особой культуры и умений, а его результативность имеет исключительную ценность. В подтверждение своих мыслей Нонна Эдмундовна привела поэтические строки: «Когда на свет рождается учитель, на небе загорается звезда».

В выступлении старшего преподавателя кафедры романо-германской филологии Елены Джух прозвучала мысль, что университетской преподаватель должен иметь уникальный профессиональный слух, чтобы понимать запросы современной студенческой аудитории. Елена Николаевна рассказала, что опыт участия в оргдеятельностном курсе позволил ей расширить представления о личности педагога, стремящегося к творческой самореализации.

 

В рамках Недели педагогического мастерства в Гродненском университете прошла открытая лекция-диалог «Беларуская мова: сферы выкарыстання» доцента кафедры иностранных языков Светланы Лескевич – участника авторского курса доктора педагогических наук Андрея Короля «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Знакомство с историей возникновения славянской письменности стало для студентов 1 курса специальности «Белорусская филология» временем больших и маленьких открытий. В ходе занятия купаловцы смогли получить ответ на вопрос «Что более значимо – получить готовые ответы или создать свой личный мир знаний и опыта?». Участники лекции взглянули на язык как на живое и развивающее явление в истории человечества, получили возможность более пристально изучить роль личности в формировании письменной традиции славян, взвесили аргументы «за» и «против», оценивая степень влияния государства и общества на развитие белорусского языка в наши дни.

Занятие получило дополнительную динамику во время работы студентов над открытыми заданиями, которые были разработаны преподавателем в ходе оргдеятельностного курса и опубликованы в материалах семинара «Как разработать открытое (эвристическое) задание». Вначале Светлана Лескевич предложила студентам погрузиться в атмосферу диспута славянского просветителя Кирилла со своими идеологическими оппонентами, а потом спроецировать ситуацию IX века на современность, разработав тезисы в защиту белорусского языка и определив сферы его практического применения. Итог работы студентов получился неожиданным, захватывающим, а в некоторых моментах эмоционально трогательным.

Толчком для открытой полемики послужили яркие реплики эксперта – настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора, протоиерея Георгия Роя. Вызов студентов на диспут и их ответная реакция создали умственное напряжение в аудитории и условия для поиска молодыми людьми наиболее ярких и убедительных аргументов в споре с «пилатниками» прошлого и настоящего. В качестве доказательства важности сохранения и расширения сферы применения белорусского языка студенты выбрали не только словесные аргументы, но песню на стихи Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі».

По мнению Светланы Лескевич, выбор эвристических приемов при изучении дискуссионных вопросов славянского языкознания вполне оправдан. Опираясь на открытые задания, студенты движутся по индивидуальным траекториям поиска и анализа информации, учатся соотносить свое знание с тем, что приобретено извне, вырабатывают взвешенные и осмысленные оценочные суждения.  

Урок провели представители инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области и преподаватели купаловского университета.

В основу занятия была положена технология открывающего обучения, представленная доктором педагогических наук Андреем Королем в ходе оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Очно-дистанционный эвристический урок объединил студентов 1 курса специальности «Правоведение» и «Международное право» юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и учащихся 11 «А» налогового класса средней школы № 13 г. Гродно. Он стал своеобразным мастер-классом для преподавателей университета и школьных учителей, который провела доцент кафедры теории и истории государства и права Марина Колоцей.

Во время урока в качестве экспертов выступили начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области Лидия Семашко и декан юридического факультета Светлана Чебуранова.

О важности и своевременности проведения просветительской работы, которая помогает сформировать налоговую культуру молодых граждан нашей страны, рассказала в начале урока Лидия Семашко.

– В ближайшем будущем многие из вас станут финансистами, экономистами, предпринимателями, юристами, директорами, а возможно, и работниками налоговых органов. А это значит, что на ваши плечи ляжет обязанность управления государством, участия в формировании его налоговой политики, – подчеркнула Лидия Михайловна. – Налоговая культура – это часть национальной культуры и важно понимать, что своевременная выплата налогов обеспечивает благосостояние и процветание страны, в которой вы живете.

В ходе урока были четко очерчены и соблюдены его ключевые этапы: целеполагание, выполнение открытых заданий, итоговая рефлексия. Основное смысловое содержание урока было сосредоточено в заданиях, которые не имели точного, одного ответа, а предполагали совместный поиск множества различных вариантов решения одного и того же вопроса.

Живой интерес у студентов и школьников вызвало задание, в котором следовало оценить благородство и действия Робин Гуда, выявить, что общего между ним и сборщиками налогов, понять, почему последние вызывали негативное отношение в обществе, а о Робин Гуде слагали баллады.

 

В ГрГУ им. Я. Купалы состоялся семинар «Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие» Подробнее