Аннотация семинара     Программа семинара     Видео     Фоторепортаж     Рефлексия

 

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Школа эвристического диалога в образовании

 

ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ:
КАК ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО»

СЕМИНАР №2. «КАК РАЗРАБОТАТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ТИПА»


Дата и время проведения: 27 апреля 2017 года, 11.40 – 16.25.
Место проведения: ул. Ожешко, 22; ауд. 218 (образовательный медиакомплекс).

 

Автор и ведущий семинара: Король А.Д., доктор педагогических наук, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

 

АННОТАЦИЯ СЕМИНАРА

Индивидуализация образования, развитие универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся успешно решаются в ходе проведения занятия эвристического типа.

Эвристическое обучение – обучение через открытие (А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии Образования). Согласно методологии эвристического обучения, учащийся на первом этапе познания изучает фундаментальный образовательный объект – область реальности. Результатом подобной деятельности является созданный учеником первичный (субъективный) образовательный продукт. Затем, на втором этапе эвристической деятельности, субъективный продукт сопоставляется с культурно-историческим аналогом. На третьем этапе эвристической деятельности ученика, в диалоге «своего» с «чужим»» образовательный продукт ученика выстраивается до обобщенного образовательного продукта, который включает в себя личностную и социокультурную составляющие.

В эвристическом обучении познание учеником объектов внешнего мира есть открытие самого себя.
При этом создание учащимся собственного образовательного продукта возможно при условии овладения им основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. При осуществлении учащимися этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности: 1) когнитивные (познавательные) – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 2) креативные (творческие) – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, движений, прогностичность, наличие своего мнения и др.; 3) оргдеятельностные – способность осознания целей учебной деятельности и умение их поставить и организовать достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление и др. Подобная эвристическая деятельность учащегося приводит к его творческой самореализации в процессе образования.

 

Технология реализации семинара:
Оргдеятельностная технология основана на организации эвристической (обучение через открытия), диалоговой, продуктивной деятельности каждого участника семинара, исходя из поставленных им целей. Подобная деятельность приводит к созданию участником собственных образовательных продуктов как внешних (методические разработки уроков, комплект заданий, коммуникации), так и внутренних, включая развитие его коммуникативных, эвристических качеств личности, обеспечивает самореализацию, а потому мотивацию к профессиональной деятельности (Научная школа человекосообразного образования А.В. Хуторского).

 

Участники семинара:
- преподаватели учреждений высшего и среднего специального образования;
- учителя учреждений общего среднего образования;
- магистранты.

 

Цели семинара:
- развитие эвристических компетентностей педагога по разработке и проведению занятий эвристического типа;
- разработка каждым участником семинара структуры и содержания занятия эвристического типа по учебному предмету.

 

Ожидаемые результаты:
- план-конспект занятия эвристического типа по учебному предмету, ориентированного на творческую самореализацию обучающегося и развитие эвристических качеств его личности.

 

Отзывы:
Для себя я вынесла положение о том, что успех зависит от потенциала, самореализации собственной деятельности. Нужно постоянно совершенствоваться, открывать для себя что-то новое. Открытие = смысл.
(Коблова Наталья, студентка ГрГУ им. Я. Купалы)


Что оказалось самым неожиданным? Неожиданным для меня оказалось, то, что порой совсем простые на первый взгляд понятия имеют такой глубокий смысл.
(Василевская Виктория, студентка ГрГУ им. Я. Купалы)


В ходе работы у меня появилась такая ассоциация, что я как барон Мюнхгаузен, который взял себя за волосы и вытащил сам себя из болота. Почему появилась эта ассоциация? Наверное, потому, что я иначе взглянула на образовательный процесс.
(Кисель Наталья Павловна, преподаватель кафедры педагогики и социальной работы, аспирант кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Я. Купалы)