• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

В первый день Фестиваля педагогических инноваций была организована работа дискуссионной площадки «Современный урок: мифы и реальность». Модератором обсуждения на площадке выступил Игорь Маслов, директор Лицея № 1 г. Гродно, магистр педагогических наук, лауреат заключительного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011».

Актуальность вопросов, которые оказались в центре внимания участников дискуссии, была обусловлена стремлением практикующих педагогов найти и как можно более полно осмыслить ключевые характеристики современного урока. Проблемное поле дискуссионной площадки было определено следующими вопросами:

  • Каковы критерии современного урока и чем определяется его эффективность?
  • Каковы типичные ошибки учителя, снижающие образовательную результативность урока?
  • Всегда ли «модное» и «популярное» дает необходимый образовательный эффект?
  • Какова сверхзадача учителя на современном уроке?

Современный урок многогранен, по своему содержанию он направлен на решение сразу нескольких образовательных задач. На примерах из личной практики учителя и директора Игорь Маслов продемонстрировал, почему современный урок нельзя превращать в имитацию образовательной деятельности, наполнять бессодержательными развлечениями, «инновационными фантиками», самоустраняться от общения с детьми.

 «Современный учитель, стремящийся соответствовать вызовам времени, не просто передает имеющиеся у него знания по своему предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, нацеливает учеников на реализацию творческих способностей, – отметил Игорь Маслов. – Современный педагог – это прежде всего думающий педагог, ему нужно учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствовать свое мастерство, делиться опытом, проводить мастер-классы и открытые уроки, участвовать в различных конкурсах, готовить статьи и методические разработки».

Вторая половина работы дискуссионной площадки носила оргдеятельностный характер. Участники должны были разработать по 10 предложений, направленных на изменение системы образования нашей страны в ближайшие годы. Была организована работа в группах, состоялось оживленное обсуждение предложенных вариантов.

Во второй день Фестиваля педагогических инноваций прошли два мастер-класса – «Современный урок: фейерверк педагогических идей» и «Как сделать урок интересным: из методического портфеля учителя». Ведущим мастер-классов выступила Светлана Германович, учитель русского языка и литературы квалификационной категории учитель-методист Романовичской средней школы Могилевского района, финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года Республики Беларусь 2009».

По мнению Светланы Германович, эффективность урока в значительной степени зависит от постановки целей учениками. «Целеполагание – это важнейшая часть урока, требующая от учителя определённых временных затрат и творческого вдохновения. Чтобы ребята трудились на уроке с интересом, я, как учитель, должна помочь им в выборе личных целей. Работа эта не из легких, – подчеркнула Светлана Федоровна. – Важно подобрать примеры, составить задания, сформулировать познавательные вопросы, которые помогут запустить механизм личностного самоопределения учеников в начале урока».

Рассказывая об опыте проведения уроков русской литературы в школе, Светлана Германович обратила внимание на несколько принципиально важных моментов. По ее словам, старшеклассники мало читают, если им надо знать содержание литературного произведения, обращаются к Интернету. Отсюда неспособность сформулировать свою мысль, плохая техника речи, безграмотность. Как в таком случае изменить ситуацию? Как привить детям любовь к чтению? Как культурные ценности, выработанные годами, сделать близкими и понятными молодому поколению? Свой ответ на эти вопросы Светлана Германович нашла – нужно быть внимательным, чутким и избирательным в выборе средств, которые открывают двери в мир литературных произведений. Особенно для поколения нынешних школьников.

Чтобы подготовить учеников к восприятию произведения Светлана Федоровна очень часто использует прием, который основан на изучении автора литературного произведения через его художественный портрет, точнее сопоставление нескольких портретов, характеризующих разные стороны его личности. В копилке методических приемов Светланы Германович можно найти работу с цитатами, которые относятся к творчеству писателей и поэтов разных эпох. Учитель предлагает своим ученикам взять интервью у автора литературного произведения или предлагает разработать анкету, чтобы выявить читательские эмоции, воображение, степень осмысления художественной формы на уровне композиции или стилистической детали.

Светлана Германович утверждает, что содержание урока должно быть неожиданным для учеников, а учителю необходимо жить в течение 45 минут открыто и смело, делать все возможное, чтобы ученики совершали открытия «увлекательных и поражающих ценностей» там, где раньше их не замечали.

В третий день Фестиваля педагогических инноваций своим методическим опытом поделились на дистанционном уроке преподаватели Лидского колледжа. Преподаватели высшей квалификационной категории Наталья Кудерко и Наталья Будишко провели интегрированный урок с элементами коучинговой технологии. Тема, над которой работали педагоги и учащиеся, была посвящена разработке одного из уроков по математике в дочисловой период. Преподаватели Лидского колледжа провели занятие в открытом формате, предложили творческий эксперимент и интересный набор образовательных инноваций.

«Интегрированный урок был выбран не случайно, – отметила Наталья Будишко. – Во-первых, для формирования системности мышления учащихся. На практике мы столкнулись с тем, что учащиеся не всегда видят возможности межпредметных связей, планируя, а затем проводя уроки по частным методикам, не используют приобретенные педагогические и психологические знания. Во-вторых, именно на втором курсе во время знакомства с новыми профессиональными дисциплинами можно и нужно демонстрировать их взаимосвязи, акцентировать внимание учащихся на взаимозависимости и взаимной обусловленности основных компонентов урока. А это позволяет реализовывать метапредметный подход в обучении. В-третьих, понимание общности теоретической базы учебных дисциплин помогает облегчить и упрочнить усвоение новых знаний».

Важная роль в ходе урока была отведена отдельным элементам коучинговой технологии. Благодаря их использованию педагоги помогли учащимся оценить степень развитости личных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных учебных задач. По мнению Натальи Кудерко, когда человек умеет определять свои сильные и слабые стороны, он грамотно ставит для себя цели развития и совершенствования, следовательно, подбирает оптимальные пути действий и ориентируется на конечный результат. Для будущего учителя данное умение особенно необходимо. Ориентируясь на собственный опыт, он учит целенаправленной и осмысленной деятельности своих учеников.

По завершении урока преподаватели купаловского университета и Лидского колледжа обменялись суждениями о его результативности, оценили деятельность педагогов и учащихся, высказали мнения по поводу использованных методов и средств обучения. Как отметила преподаватель Технологического колледжа Екатерина Пчельник, следует  переходить от эпизодического использования коучинговой технологии к систематической работе с учащимися, обучать их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей.

Открытое метапредметное занятие-диалог «1978 год в истории страны, университета, семьи» стало завершающим мероприятием Фестиваля педагогических инноваций. Его провели кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марина Колоцей и старший преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Олег Коляго.

Занятие в виду своей метапредметности вышло далеко за рамки исторической ретроспективы. Обсуждали не только события 40-летней давности, связанные с открытием на базе педагогического института Гродненского государственного университета. Студенты вместе с преподавателями в диалоге, через обмен мнениями осмыслили роль университета в формировании социокультурного пространства в разные исторические эпохи, выявили и проанализировали факторы развития системы ценностей человека, обусловленные национальной традицией, личным, семейным и корпоративным опытом. Учебные цели занятия нашли отражение в трех открытых заданиях: «Университет – это…», «Миссия университета в современном обществе» и «Парад ценностей».

«Да будет там важнейших наук сокровищница, дабы давала мужей мудрых в совете, украшенных добродетелями и в разных науках сведущих… (из грамоты Казимира Великого от 12 мая 1364 года). Разработайте текст документа, в котором обоснуйте целесообразность открытия университета, отвечающего запросам современного белорусского общества». Такое задание было предложено студентам как ключевое и смыслообразующее в ходе занятия.

Технология открывающего обучения, положенная в основу занятия, потребовала от студентов специальностей «Правоведение» и «Информация и коммуникация» применения новых, еще не усвоенных и не закрепленных на практике знаний. «Ребята непосредственно в аудитории учились конструировать собственные жизненные смыслы, самостоятельно работали с информацией, общались друг с другом и с преподавателями, дискутировали, – отметила Марина Колоцей. – Главный итог занятия вижу в том, что студенты совершили собственные открытия, а не просто усвоили готовый, представленный чужими знаниями опыт».

Идеи Фестиваля педагогических инноваций найдут свое продолжение в повседневной практике работы преподавателей университета, колледжей, учителей школ, станут хорошим подспорьем для внедрения в практику инновационных образовательных идей, позволят перейти к реализации модели креативного обучения.