01

В ГрГУ имени Янки Купалы студенты филологического и педагогического факультетов в рамках выполнения дипломных работ разработали и презентовали для широкой аудитории междисциплинарный проект «Организация образовательного процесса обучающихся на первой ступени общего среднего образования с применением эвристических методов».

Координаторами проекта выступили кафедра естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания и кафедра романо-германской филологии, заказчиком – ГУО «СШ № 39 г. Гродно».

Авторами междисциплинарного проекта стали:
  • студентка 5 курса специальности «Современные иностранные языки (преподавание)» Мария Борисевич («Развитие познавательной активности обучающихся I ступени общего среднего образования средствами открытых эвристических заданий (на примере изучения немецкого и английского языков)»), научный руководитель – Елена Джух, старший преподаватель кафедры романо-германской филологии;
  • студентка 4 курса специальности «Начальное образование» Дарья Довольня («Фарміраванне арфаграфічнага навыку на ўроках беларускай мовы ў вучняў I ступені агульнай сярэдняй адукацыі»), научный руководитель – Елена Гачко, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания;
  • студентка 4 курса специальности «Начальное образование» Марта Сердюк-Афанасьева («Формирования бережного отношения к природе у учащихся 3-х классов средствами эвристических заданий»), научный руководитель – Наталья Михайлова, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета;
  • студентка 4 курса специальности «Начальное образование» Анна Шарупская («Использование квест-игр экологической направленности во внеучебной деятельности с учащимися 4-х классов»), научный руководитель – Наталья Михайлова, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета.
Практическим результатом междисциплинарного проекта стала разработка проекта совместного учебно-методического пособия «Открытие не только для взрослых», состоящего из серии открытых эвристических заданий для учащихся:
  • по учебному предмету «Немецкий язык» для 4 класса;
  • по учебному предмету «Беларуская мова» для 4 класса;
  • по учебному предмету «Человек и мир» для 3 класса;
  • во внеучебной деятельности для проведения квест-игр экологической направленности для 3 класса.

Во время презентации были представлены методические рекомендации по применению эвристических методов обучения в образовательном процессе на первой ступени общего среднего образования. Авторы проекта обратили особое внимание на последовательность и четкий алгоритм действий при использовании открытых эвристических заданий на уроках и во внеучебной деятельности.

Открытые задания были апробированы в учебном процессе средней школы № 39 г. Гродно. На уроках с использованием открытых эвристических заданий создавались ситуации умственного напряжения, активного размышления, творческого поиска, учащимися создавались собственные образовательные продукты: вопросы, идеи, версии, рисунки.

Практическая часть проекта разработана на основе материалов очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» (автор – ректор Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Андрей Король).

Смотреть презентацию проекта.