В рамках второго семинара курсов преподаватели 9 факультетов познакомились с особенностями разработки эвристических занятий.
Во время оргдеятельностного семинара «Эвристическое занятие: этапы проектирования» участники курсов повышения квалификации «Основы эвристического обучения в вузе» попытались найти ответы на вопросы, требующие внимательного, глубокого и всестороннего изучения. Что является отличительными чертами эвристического занятия? Какое предметное содержание должно быть включено в подобное занятие? Какие продуктивные методические приёмы следует использовать преподавателям в эвристической деятельности? Кто или что должно быть основным источником знания на эвристическом занятии?
Ведущий семинара, старший преподаватель кафедры музыкального искусства Анна Брагина обратила внимание участников курсов на особый статус эвристического обучения, суть которого заключается в «обучении через открытие»: обучающийся становится исследователем, открывателем, изобретателем, автором материальных и духовных образовательных продуктов. «При подобном подходе на первое место выходит личность студента, его индивидуальные особенности и продуктивная образовательная деятельность, – подчеркнула Анна Александровна. – Чтобы это происходило, необходима организующая роль педагога, его вдумчивое и основательное знакомство с инструментарием эвристического обучения, в том числе методикой разработки и проведения эвристических занятий».
Участникам курсов была представлена развернутая картина дидактической системы эвристического занятия, выделены его ключевые критерии. Анна Брагина рассказала о целях и задачах эвристического занятия, охарактеризовала его содержательные элементы, расшифровала основные этапы разработки – от анализа образовательной ситуации до определения содержания домашнего задания.
Интересной, эмоционально насыщенной, вызывающей к жизни новые творческие идеи стала работа в группах. В первой группе, которая объединила преподавателей иностранных языков, было разработано эвристическое занятие «Дом моей мечты» с целью активизации речемыслительной деятельности и творческой самореализации студентов 1 курса специальности «Романо-германская филология». Преподаватели истории и психологии, работавшие во второй группе, посвятили свое занятие Году малой родины. В выступлении модератора группы было подчёркнуто, что разработка символа малой родины позволит сформировать у студентов понимание значимости и ценности историко-культурного наследия микрорегионов Беларуси. Результатом работы третьей группы стало занятие по дисциплине «Пластическая анатомия» для студентов факультета искусств и дизайна. Занятие, по мнению разработчиков, «создает условия для развития учебно-познавательных компетентностей студентов при изучении темы “Пропорции человека”». Преподаватели четвертой группы предложили на рассмотрение коллег занятие «Активная и пассивная защита данных», в основу которого была положена идея повышения мотивации учащихся к изучению системы информационной безопасности турфирмы.
Обсуждение результатов работы в группах отразило растущий интерес преподавателей к новым формам учебной деятельности, что доказывает целесообразность их дальнейшей популяризации и использования в учебном процессе вуза.
Третий оргдеятельностный семинар Курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы эвристического обучения в вузе» состоится 17 мая.
Из рефлексии участников курсов:
«Работа по созданию эвристического занятия, также как и по разработке открытого задания, требует вдохновения. Это сродни созданию литературного произведения или любого другого продукта творческой деятельности. Чувства и ощущения просто незабываемые. Это, с одной стороны, муки самого рождения или создания продукта, с другой – восторг и удовлетворение от того, что получилось» (Наталья Литвин, старший преподавтель кафедры английской филологии)
«Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение “мы”» (Борис Ковалев, доцент кафедры общей и социальной психологии)
«Я познакомилась с методикой разработки занятия эвристического типа, активно участвовала в разработке и оформлении конкретного занятия. Мне повезло с коллегами по группе – внешний фактор. Я не чужда творчеству – внутренний фактор. Помогает понять специфику занятия изданные брошюры, в которых отражён опыт коллег» (Майя Мартен, доцент кафедры всеобщей и славянской истории)
«В процессе коллективного обсуждения плана разрабатываемого занятия возникло ощущение, что, как бы детально не было разработано занятие, необходимо провести пробное занятие, по результатам которого станут видны все нюансы и недоработки, и уже после их исправления формировать окончательный план занятия» (Сергей Гостик, старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей)
«Во время разработки эвристического занятия необходимо не забывать о главном – возможном практическом применении результатов» (Надежда Лукашевич, преподаватель кафедры иностранных языков)
«Мы с участниками нашей группы перестали смотреть друг на друга, а стали смотреть в одну сторону, решая общие проблемы» (Наталья Сухинина, преподаватель Волковысского колледжа)
«Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!» (Любовь Некрашевич, преподаватель иностранных языков Волковысского колледжа)
«Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – “Заинтересуются ли они?” И ответ очевиден – “Да!”» (Оксана Боярчук, старший преподаватель кафедры иностранных языков)
«Чувство радости от исследовательской работы, радость от работы в группе, ощущение личностного роста от общения с коллегами» (Елена Обухова, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин)
«В этот раз появилось ощущение лёгкости от работы. Не было сложных моментов и непонятных ситуаций. Ощущалась полноценная работа единого слаженного коллектива» (Анна Шендерова, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учёта)