• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

В рамках второго семинара курсов преподаватели 9 факультетов познакомились с особенностями разработки эвристических занятий.

Во время оргдеятельностного семинара «Эвристическое занятие: этапы проектирования» участники курсов повышения квалификации «Основы эвристического обучения в вузе» попытались найти ответы на вопросы, требующие внимательного, глубокого и всестороннего изучения. Что является отличительными чертами эвристического занятия? Какое предметное содержание должно быть включено в подобное занятие? Какие продуктивные методические приёмы следует использовать преподавателям в эвристической деятельности? Кто или что должно быть основным источником знания на эвристическом занятии?

Ведущий семинара, старший преподаватель кафедры музыкального искусства Анна Брагина обратила внимание участников курсов на особый статус эвристического обучения, суть которого заключается в «обучении через открытие»: обучающийся становится исследователем, открывателем, изобретателем, автором материальных и духовных образовательных продуктов. «При подобном подходе на первое место выходит личность студента, его индивидуальные особенности и продуктивная образовательная деятельность, – подчеркнула Анна Александровна. – Чтобы это происходило, необходима организующая роль педагога, его вдумчивое и основательное знакомство с инструментарием эвристического обучения, в том числе методикой разработки и проведения эвристических занятий».

Участникам курсов была представлена развернутая картина дидактической системы эвристического занятия, выделены его ключевые критерии. Анна Брагина рассказала о целях и задачах эвристического занятия, охарактеризовала его содержательные элементы, расшифровала основные этапы разработки – от анализа образовательной ситуации до определения содержания домашнего задания.

Интересной, эмоционально насыщенной, вызывающей к жизни новые творческие идеи стала работа в группах. В первой группе, которая объединила преподавателей иностранных языков, было разработано эвристическое занятие «Дом моей мечты» с целью активизации речемыслительной деятельности и творческой самореализации студентов 1 курса специальности «Романо-германская филология». Преподаватели истории и психологии, работавшие во второй группе, посвятили свое занятие Году малой родины. В выступлении модератора группы было подчёркнуто, что разработка символа малой родины позволит сформировать у студентов понимание значимости и ценности историко-культурного наследия микрорегионов Беларуси. Результатом работы третьей группы стало занятие по дисциплине «Пластическая анатомия» для студентов факультета искусств и дизайна. Занятие, по мнению разработчиков, «создает условия для развития учебно-познавательных компетентностей студентов при изучении темы “Пропорции человека”». Преподаватели четвертой группы предложили на рассмотрение коллег занятие «Активная и пассивная защита данных», в основу которого была положена идея повышения мотивации учащихся к изучению системы информационной безопасности турфирмы.

Обсуждение результатов работы в группах отразило растущий интерес преподавателей к новым формам учебной деятельности, что доказывает целесообразность их дальнейшей популяризации и использования в учебном процессе вуза.

Третий оргдеятельностный семинар Курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы эвристического обучения в вузе» состоится 17 мая.  

Из рефлексии участников курсов:

«Работа по созданию эвристического занятия, также как и по разработке открытого задания, требует вдохновения. Это сродни созданию литературного произведения или любого другого продукта творческой деятельности. Чувства и ощущения просто незабываемые. Это, с одной стороны, муки самого рождения или создания продукта, с другой – восторг и удовлетворение от того, что получилось» (Наталья Литвин, старший преподавтель кафедры английской филологии)

«Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение “мы”»  (Борис Ковалев, доцент кафедры общей и социальной психологии)

«Я познакомилась с методикой разработки занятия эвристического типа, активно участвовала в разработке и оформлении конкретного занятия. Мне повезло с коллегами по группе – внешний фактор. Я не чужда творчеству – внутренний фактор. Помогает понять специфику занятия изданные брошюры, в которых отражён опыт коллег»  (Майя Мартен, доцент кафедры всеобщей и славянской истории)

«В процессе коллективного обсуждения плана разрабатываемого занятия возникло ощущение, что, как бы детально не было разработано занятие, необходимо провести пробное занятие, по результатам которого станут видны все нюансы и недоработки, и уже после их исправления формировать окончательный план занятия»  (Сергей Гостик, старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей)

«Во время разработки эвристического занятия необходимо не забывать о главном – возможном практическом применении результатов» (Надежда Лукашевич, преподаватель кафедры иностранных языков)

«Мы с участниками нашей группы перестали смотреть друг на друга, а стали смотреть в одну сторону, решая общие проблемы»  (Наталья Сухинина, преподаватель Волковысского колледжа)

«Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!»  (Любовь Некрашевич, преподаватель иностранных языков Волковысского колледжа)

«Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – “Заинтересуются ли они?” И ответ очевиден – “Да!”»  (Оксана Боярчук, старший преподаватель кафедры иностранных языков)

«Чувство радости от исследовательской работы, радость от работы в группе, ощущение личностного роста от общения с коллегами» (Елена Обухова, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин)

«В этот раз появилось ощущение лёгкости от работы. Не было сложных моментов и непонятных ситуаций. Ощущалась полноценная работа единого слаженного коллектива»  (Анна Шендерова, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учёта)