Междисциплинарность объединила преподавателей факультета математики и информатики, истории, коммуникации и туризма и студентов факультета экономики и управления.
Занятие прошло в бинарной форме.
В рамках итогового занятия по дисциплинам «Высшая математика» и «История Беларуси в контексте европейской цивилизации» студентам 1 курса специальности «Информационные системы и технологии» факультета экономики и управления был предложен необычный способ обобщения знаний – через их креативное открытие и чувственное восприятие. Учебное занятие было проведено в форме междисциплинарного турнира «Serendipity: калейдоскоп чувств и знаний». Студенты не только обобщили предметные знания, но и совершили ценностно-значимые открытия благодаря творческому диалогу двух учебных дисциплин. Организовали и провели занятие кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Елена Сетько и старший преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Олег Коляго.
Границы занятия вышли далеко за рамки отдельных дисциплин. В качестве «узловых точек», которые определили содержание конкурсных заданий, стали чувства человека. Обращаясь к некоторым из них, студенты попытались понять, как чувства формируют наши знания, утверждают наши ценности, руководят нашим поведением. Благодаря метапредметности студенты погрузились в нетрадиционную среду эмоционально-интеллектуального творческого поиска.
Эвристический характер занятия нашёл отражение в его названии (слово «серендипити» в переводе означает «дар обнаружения ценных вещей там, где их не ищут»), наборе открытых заданий, выборе способов продуктивной деятельности студентов.
«В чём основная цель нашего serendipity-турнира? – отвечая на этот вопрос, Елена Сетько отметила. – Мы не просто хотели выявить лучших знатоков математики или истории, гораздо важнее, чтобы студенты научились совершать личные открытия, попытались с помощью чувств обрести новые смыслы, опыт, представления в известных областях знаний».
В ходе занятия студенты работали с неизвестным текстовым кодом, занимались креативными «вычислениями», решали задания историко-математической цепочки, совершили воображаемое перемещение во времени.
Serendipity-турнир стал для студентов временем творческих открытий, нестандартных решений, ярких эмоций. Оказавшись в пределах метапредметной действительности, они смогли уйти от стереотипных представлений, что математика – это бесстрастная Снежная королева, которая вызывает священный трепет у каждого, кто имеет с ней дело, а история – беспечная Муза, которую легко склонить на свою сторону. Участники творческого турнира сделали попытку приблизить чувства к знаниям, а знания осмыслить с помощью чувств. И это только начало. Впереди ребят ждут новые творческие испытания.
Следует отметить, что в подготовке занятия и оценивании работ студентов приняли активное участие преподаватель-стажёр кафедры системного программирования и компьютерной безопасности Виктория Медведева и студентка 1 курса специальности «Управление информационными ресурсами» Александра Игнатьева. Для молодого педагога междисциплинарное занятие стало мастер-классом креативного обучения.
*Методическую разработку междисциплинарного занятия на тему «Serendipity: калейдоскоп чувств и знаний» можно будет прочитать в ближайшем номере журнала.
Из рефлексии участников занятия:
«Занятие удивило и порадовало своей располагающей атмосферой, интересными творческими заданиями, мы победили благодаря сплочённости нашей команды» (Виолетта Кветень)
«Для нас такое занятие в новинку. Работа в команде – работа сложная, но очень интересная. Ощущался дух соперничества, было приятно соревноваться с остальными ребятами, смотреть, как они работают, узнавать о них новое. По ходу чувствовалась мультинагрузка. Увидел связь истории, математики, музыки» (Илья Семинский)
«Было довольно интересно, за малый промежуток времени приходилось находить быстрые решения, действовать сообща. В команде были разногласия, но мы их преодолели» (Дарья Маковская)