• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

Педагогическая мастерская

 

Научно-методические статьи

 

Применение технологии вебинаров на курсах довузовской подготовки по математике

Арбузов Александр Сергеевич, магистр физико-математических наук, преподаватель кафедры современных технологий довузовского образования УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В статье рассмотрена возможность применения технологии вебинаров в довузовском образовании. Приведены возможности платформ для проведения онлайн-семинаров. Предложено занятие по теме «Основные тригонометрические формулы» на подготовительных курсах «Стандарт» по математике в форме вебинара. Проанализированы результаты занятия и опыт автора в проведении вебинаров. Осуществлено сравнение занятий в традиционной и онлайн-форме.

 

 

 

Опыт использования мультимедийных технологий в преподавании истории

Бадюкова Татьяна Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и славянской истории УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Статья посвящена опыту использования интерактивных методов обучения в преподавании исторических дисциплин. Особенное внимание автор уделяет организации и проведению вебинаров. Отмечены положительные и проблемные аспекты применения медиатехнологий в образовательном процессе.

 

 

 

Внедрение практико-ориентированного подхода в итоговую аттестацию студентов-экологов

Бурдь Василий Николаевич, доктор химических наук, декан факультета биологии и экологии УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Юхневич Галина Геннадьевна, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой экологии УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В статье на основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение итоговой аттестации обучающихся учреждения высшего образования, и образовательных стандартов нового поколения обосновывается необходимость поиска новых способов и форм осуществления итоговой аттестации выпускников. При организации государственного экзамена по специальности 1-33 01 01 Биоэкология предложено использование тестирования и выполнения практико-ориентированного задания.

 

 

 

О математических конкурсах в контексте новых подходов к преподаванию в учреждении высшего образования

Гончарова Марина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Сетько Елена Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Статья посвящена анализу проведения занятий по математике в форме соревнований и конкурсов, таких как квесты и КВНы. Авторами рассматриваются проблемы инноваций в образовании и поиск новых подходов к обучению математике в учреждении высшего образования, когда на фоне значительного развития информационных технологий все более значимым и востребованным становится личное общение преподавателя и студента и во время занятий, и вне аудитории. Занятия в игровой соревновательной форме стимулируют познавательный интерес к предмету, стремление к поиску нестандартных решений, формирование активной жизненной позиции.

 

 

 

Создание электронного образовательного ресурса “DEUTSCH 5” по учебному предмету «Немецкий язык»

Гуринович Вера Владимировна, учитель немецкого языка ГУО «Средняя школа № 22 г. Гродно», г. Гродно

Электронный образовательный ресурс “DEUTSCH 5” предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ и гимназий в соответствии с программой Министерства образования Республики Беларусь. Разработанный автором ЭОР способствует продуктивности урока, повышению мотивации учащихся, а также закреплению изученного материала по немецкому языку.

 

 

 

Опыт использования инновационных методов в современной высшей школе (на примере проведения общеуниверситетской олимпиады по дисциплине «Философия»)

Кирвель Чеслав Станиславович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Кострица Светлана Яковлевна, кандидат филологических наук, декан педагогического факультета УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Михайлова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета по учебной работе УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Семерник Снежана Здиславовна, кандидат философских наук, заместитель декана педагогического факультета по научной работе УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Одним из приоритетов развития современной высшей школы является внедрение в научно-образовательный процесс инновационных методов. Инновации подразумевают собой не только использование абсолютно новых, ранее не апробированных методов, но и реактуализацию ранее устоявшихся форм и способов подготовки специалистов высшей школы на основе нового видения их научно-образовательного потенциала. В данной статье раскрываются особенности организации олимпиады в высшей школе (на примере проведения I общеуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Философия» в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы).

 

 

 

Дистанционные олимпиады как форма организации учебной деятельности учащихся

Корлюкова Ирина Александровна, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой современных технологий довузовского образования УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Романовский Юрий Яцентович, кандидат физико-математических наук, декан факультета довузовской подготовки УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В работе представлен опыт авторов по организации дистанционной олимпиады по математике для учащихся 5-8 классов учреждений общего среднего образования. Приведены система и учебно-методическое обеспечение олимпиады: этапы, форма организации олимпиады, статистические данные участников первого этапа VII Дистанционной олимпиады по математике Школы точных наук. В конце приведены условия одной из дистанционных олимпиад.

 

 

 

Вебинар в системе дистанционного обучения

Мартен Майя Владимировна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей и славянской истории УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В статье отражен опыт проведения вебинаров по истории новейшего времени со студентами 4 курса специальности «История (с дополнительной специальностью английский язык)». Рассмотрены возможности вебинара в плане активизации учебной деятельности студентов, а также как медиа-технологии дистанционного обучения.

 

 

 

Программирование в среде Scratch: от школы до вуза

Мурина Ольга Брониславовна, учитель первой категории ГУО «Средняя школа № 37 г. Гродно», г. Гродно

Шпак Дарья Сергеевна, кандидат физико-математических наук, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно 

В данной статье описана работа, которая проводится учителями школ и преподавателями университета в рамках реализации проекта Парка высоких технологий «Программирование – вторая грамотность». Обучение школьников основам алгоритмизации на примере Scratch имеет определенные положительные результаты. Авторы статьи приводят примеры упражнений и заданий, которые можно использовать на факультативных уроках по программированию в среде Scratch.

 

 

 

Использование вопросно-ответных систем в практической подготовке будущих специалистов по русскому языку как иностранному

Половец Маргарита Владимировна, магистр филологических наук, старший преподаватель кафедры общего и славянского языкознания УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно 

В статье описывается применение элементов активного и интерактивного методов в практической подготовке будущих специалистов по русскому языку как иностранному. Описываемый прием является итогом интеграции мобильного обучения (mobile learning) и технически опосредованного дидактического диалога, в результате применения которого формируется инновационная учебная среда, опосредованная современными компьютерными и мобильными технологиями.

 

 

 

Авторские курсы для учителей по современным разделам математики с использованием веб-технологий

Просвирнина Ирина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры факультета математики и информатики УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Автор данной статьи предлагает технологию проведения авторских курсов по методикам преподавания теории узлов, зацеплений и теории автоматов (школьный уровень) для учителей в форме вебинаров. В работе описывается и анализируется сочетание web-технологий с технологиями обучения, основанными на интерактивных принципах взаимодействия и практико-ориентированном подходе, как востребованный, удобный и результативный способ получения новой информации и повышения уровня педагогического мастерства учителей.

 

 

 

Реализация метода квадратных корней для системы переменного размера в электронных таблицах МS EXCEL

Пчельник Владимир Константинович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В представленном материале описывается способ решения системы линейных уравнений для симметрической матрицы размерности 2£n£10 в электронных таблицах MS EXCEL методом квадратных корней. При разработке алгоритма использованы функции рабочего листа. Материал может быть полезен преподавателю в курсах, связанных с численными методами, при проверке студенческих работ, а также для студентов при разработке алгоритма решения задачи при выполнении лабораторной работы по соответствующей теме.

 

 

 

О сотрудничестве кафедры фундаментальной и прикладной математики с IT-компаниями

Ровба Евгений Алексеевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Яворчук Василий Алексеевич, директор ООО «Экспозит», г. Гродно

Смотрицкий Константин Анатольевич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Шпак Дарья Сергеевна, кандидат физико-математических наук, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В статье раскрываются принципы организации и основные направления сотрудничества кафедры фундаментальной и прикладной математики с IT-компаниями. Авторами рассматриваются цели и задачи сотрудничества, приводятся уровни, на которых кафедра взаимодействует с IT-компаниями. Результаты такого взаимодействия – это создание перечня требований к задачам профессиональной направленности, формирование дорожной карты для студентов и банка тематики курсовых и дипломных работ (проектов) практической направленности.

 

 

 

Социальная компетентность и педагогическая направленность личности – ключ к социальной успешности выпускника лицея

Сорокина Наталья Александровна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Лицей № 1 г. Гродно», г. Гродно

В данной статье рассматриваются эффективные пути формирования социальной компетентности учащихся. Проанализирован опыт работы по формированию педагогической направленности учащихся государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Гродно». Особое внимание уделяется созданию специально организованной развивающей образовательной среды, обеспечивающей необходимые условия для проектирования лицеистами собственных траекторий успешного жизненного пути, осознанного профессионального выбора.

 

 

 

Шахматный всеобуч в гимназии

Таран Регина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В статье рассматривается одна из важных проблем в педагогике – воспитание культуры умственного труда у младших школьников. Автор статьи предпринимает попытку рассмотреть данный вопрос через обучение игре в шахматы. На примере шведского шахматного проекта, в котором принимала участие команда IV класса гимназии № 1 имени академика Е.Ф. Карского г. Гродно, рассматривается дидактическое и воспитательное влияние шахмат на формирование личности. Шахматы предоставляют возможность осваивать алгоритмы действий, обучают моделированию, принятию решений, а также ответственности, самостоятельности, культуре поведения, в целом, нравственности.

 

 

 

Индивидуально-типологический подход в образовательном процессе учреждения образования и научных исследованиях

Тарантей Виктор Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

В статье изложены педагогические и методические основы оригинальной авторской концепции организации индивидуально-типологического подхода к обучающимся в образовательном процессе учреждения образования.

 

 

 

Электронные учебные материалы для проведения лабораторного занятия по теме «Симплекс-метод» на базе MS EXCEL

Цехан Ольга Борисовна, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой математического и информационного обеспечения экономических систем УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Королько Игорь Валерьевич, магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Представлена методическая разработка в форме электронных учебных материалов по теме «Симплекс-метод» для лабораторного занятия на базе табличного процессора MS EXCEL по дисциплине «Экономико-математические методы и модели» для студентов специальности Информационные системы и технологии (в экономике). Описана технология использования электронных учебных материалов для выполнения лабораторного задания, приведен пример ее реализации. Обоснованы преимущества предложенной технологии для студентов специальности ИСИТ.

 

 

 

Методические разработки

 

Проекционное мышление

Воронцов Александр Сергеевич, кандидат технически наук, заведующий кафедрой материаловедения и ресурсосберегающих технологий УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Инженерное образование предусматривает наличие пространственного мышления, которое формируется за счет освоения таких дисциплин как геометрия, математика. При этом для инженера важно овладеть основами логики и аналитики, которые позволяют решать конструкторские и технологические задачи в профессиональной сфере. Использование современных средств компьютерного моделирования упрощает решение пространственных задач за счет применения разработанных программных продуктов (Autocad, Solid Works и др.). Однако на начальных этапах освоения программы по инженерной графике требуется применение простых программ, которые присутствуют на любых платформах и являются доступными в пакете программ MicroSoft (например, Paint). В качестве средства для решения поставленных перед студентами задач возможно использование планшетов.

 

 

 

Крыніцазнаўчы квест «Калі памёр ваявода Іван Андрэевіч Чаляднін?»

Каляга Алег Уладзіміравіч, старшы выкладчык кафедры гісторыі Беларусі, археалогіі і спецыяльных гістарычных дысцыплін УВА «Гродзенскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Янкі Купалы», г. Гродна

Прапануемы занятак накіраваны на фарміраванне ў студэнтаў ўстойлівага інтарэсу да пошукаў звестак пра абставіны жыцця і смерці рускага ваяводы Івана Андрэевіча Чалядніна ў літоўскім палоне. Асаблівае значэнне адводзіцца усталяванню міжпрадметных сувязей, у прыватнасці, знаёмству студэнтаў з літаратурнымі творамі і творамі выяўленчага мастацтва, якія пашыраюць дыяпазон прадметнага пошуку і развіваюць навыкі эмацыянальнага пагружэння ў вывучаемую эпоху.

 

 

 

Общественно-политический строй и право Беларуси в период революционных изменений и возрождения белорусской государственности (1917 – 1920 гг.): методическая разработка учебного занятия

Колоцей Марина Яцековна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Предлагаемое занятие направлено на изучение студентами причин и условий формирования белорусской государственности, обсуждение с использованием метода эвристического диалога спорных и дискуссионных вопросов темы, выработку личностно значимых представлений о правовых механизмах функционирования государственных образований на территории Беларуси в 1917 – 1920 гг. Особое значение отводится развитию у студентов метапредметного видения изучаемых процессов в рамках учебных дисциплин «Общая теория права», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права Беларуси», «Конституционное право РБ». В ходе занятия студенты выполняют открытые задания, формулируют собственные вопросы, рассматривают различные точки зрения, обмениваются мнениями, воспитывают в себе толерантность к иному мнению.

 

 

Студенческий взгляд

 

Точка зрения

 

Место философского знания в жизни современного общества

Гугнина Валентина Александровна, студентка 2 курса специальности «Начальное образование» УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Для определения места философии в жизни общества мне достаточно перевода с греческого языка. Итак, «философия» – «любовь к мудрости». Кто не мечтает о мудрости, тот ее либо достиг, либо не имеет шансов в этой жизни приблизиться к этому уровню. Мудрость достигается по мере накопления и обработки жизненного опыта, но вовсе не годы имеют главное значение.

 

 

Практико-ориентированное обучение в понимании студента педагогической специальности

Лазоренко Татьяна Сергеевна, студентка 4 курса специальности «Русская филология (русский язык как иностранный)» УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Летняя педагогическая практика, которая завершала наш учебный год, проводилась на базе кафедры общего и славянского языкознания под руководством преподавателя Маргариты Владимировны Половец. Мы получили возможность участвовать в учебном процессе уже как преподаватели. Повышающим интерес фактором служила перспектива работы с иностранными студентами. Межкультурная коммуникация в наше время имеет огромное значение, поэтому такой опыт способен оказать положительное влияние на формирование компетентности будущего педагога.

 

 

 

Трансформация представлений о нравственно-этических качествах специалиста по социальной работе в научной литературе и периодической печати

Лебедь Надежда Андреевна, студентка 4 курса специальности «Социальная работа» УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Нравственно-этические качества важны в каждой профессии, но особенно это видно в социальной работе, где деятельность осуществляется в сфере «человек-человек». Существуют различные нравственно-этические качества. В данной статье рассмотрена проблема трансформации представлений о нравственно-этических качествах специалиста по социальной работе в научной работе и периодической печати (на основе контент-анализа). Источники, использованные при написании данной работы, взяты за последние 15 лет.

 

 

 

Проектная деятельность в информационно–образовательной среде 21 века

Моисеева Валентина Сергеевна, студентка 4 курса специальности «Математика, научно-педагогическая деятельность» УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

К принятию метода проектов я пришла не сразу и не сама. Сначала я пошла путем поиска и анализа всех возможных методов. Позже столкнулась с чередой сомнений. Но в конечном итоге определиться мне помог предмет «Проектная деятельность в информационно–образовательной среде 21 века». Именно в процессе его изучения я поняла, насколько метод проектов является комфортным, многогранным, а также наглядным.

 

 

 

Дерзайте!

Ржеусская Екатерина Геннадьевна, студентка 2 курса специальности «Информация и коммуникация» УВО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Каждый студент рано или поздно понимает, что учеба в университете не ограничивается привычными, а иногда даже рутинными, лекциями и семинарами, и что для реализации наших способностей и амбиций их порой недостаточно. Мир постоянно движется вперед, появляются все новые сферы деятельности, а требования к молодым специалистам повышаются порой до космических. Поэтому актуальным становится приобретение не только узкоспециальных знаний, но и широкого кругозора, опыта в разных областях деятельности.

 

 

Образовательные проекты

 

PR-проект «Культурный Гродно. Литературная жемчужина»

Горашнякова Юлия, Роговская Екатерина, Чиженкова Ксения, студентки 5 курса специальности «Информация и коммуникация» (куратор проекта – Пивоварчик Тамара Анатольевна, заведующий кафедрой журналистики, кандидат филологических наук, доцент))

Главная цель PR-проекта «Культурный Гродно. Литературная жемчужина» – сформировать интерес у молодежи к литературному достоянию Гродненщины.

 

 

 

Радио «Inter’Актив»

Дарья Курас, выпускница факультета истории, коммуникации и туризма (куратор проекта – Пивоварчик Тамара Анатольевна, заведующий кафедрой журналистики, кандидат филологических наук, доцент)

Радиостанция «Inter’Актив» была создана студентами кафедры журналистики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы в марте 2011 года и все еще продолжает свою работу. «Inter’Актив» является пробным проектом комьюнити радио (campus radio). Именно этот проект позволяет студентам разных специальностей и разных университетов создавать свои программы или участвовать в управлении основными процессами современной радиостанции (производство, организационные мероприятия, реклама, связи с общественностью, подбор сотрудников, материально-техническое обеспечение). Вещание «Inter’Актива» осуществляется в сети Интернет.

 

 

 

Мобильное приложение «Travelia: Гродно»

Бекиш Юлия, Герасютин Фома, Курбатова Полина, Пендо Екатерина, Стельмашенко Людмила, Ушкевич Дмитрий, студенты 2 курса специальности «Управление информационными ресурсами», Коляго Артем, студент 4 курса специальности «Управление информационными ресурсами» (куратор проекта – Разова Елена Леонидовна, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии) 

Приложение «Travelia: Гродно» создано студентами факультета математики и информатики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы весной 2016 года. Приложение для смартфонов «Travelia: Гродно» предоставляет информацию об исторических объектах города Гродно, а также объектах туристической инфраструктуры (кафе, ресторанах, гостиницах, отелях).