• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

Курченя Е., студентка 3 курса специальности «Начальное образование»

 

В этой связи ставится задача обновления содержания образования путём усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности [1]. Практико-ориентированное обучение – это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций  практической работы, которые востребованы сегодня работодателями, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться специалист, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции [2].

На педагогическом факультете Гродненского государственного университета имени Янки Купалы созданы все необходимые условия практико-ориентированного обучения. Во-первых, программы педагогических практик, структура и объём заданий, базы практик нацеливают будущего специалиста не просто на приобретение знаний, а на их осмысление, переработку с последующим применением в профессии. Разумеется, практика является основной «копилкой» практического опыта и направлена на его аккумуляцию по виду профессиональной деятельности. Каждый работодатель желает принять на работу готового специалиста, а не новичка, которого следует всему обучать. Как показывает опыт педагогического факультета, в каждой академической группе есть студенты, которые остаются работать после прохождения практики и которые устраиваются на работу в те организации, где проходили практику.

Во-вторых, для проведения аудиторных занятий также созданы условия практико-ориентированного обучения. Этого на факультете достигли с помощью применения различных форм организации учебного процесса: привлечение экспертов по профилю обучения; привлечение учителей-практиков к учебной деятельности; организация занятий на базе филиалов кафедр; профессиональная занятость студентов (один день в школе) с целью  выполнения ими реальных задач практической деятельности. Отметим, что исследовательская и проектная деятельность на педагогическом факультете реализуется через написание курсовых, дипломных работ и научных статей. Педагогические эксперименты студенты могут осуществлять в студенческом научном кружке «Альтернант»,  на базе школ, в которых проходят практику, или филиалов кафедр, а также на базе инновационного образовательного центра. 

Профессиональная занятость студентов осуществляется в рамках проекта «Профессионально-прикладное образование». Студенты специальности «Начальное образование» педагогического факультета с первого по пятый курс распределены по школам и гимназиям г. Гродно. Для каждого курса определён конкретный день для посещения учебных заведений. Администрация и учителя учреждений образования оказывают помощь в реализации проекта.

Каждой группе студентов даётся перечень заданий, которые они должны выполнить. Задания разрабатывают как преподаватели университета, так и учителя, завучи и директора учреждений общего среднего образования. К примеру, студентам необходимо выполнить следующие задания: изучить школьную документацию; провести подвижные игры на переменах; организовать и провести воспитательные мероприятия; провести фрагменты уроков; проанализировать работу учителя на уроке и т.п. Мы считаем, что это позволяет всесторонне подготовить специалиста. 

Результаты профессионально-прикладного образования: изучили контингент школы, микрорайон, познакомились с педагогическим коллективом, узнали о режиме работы и внутреннем распорядке, познакомились с детьми, школьной документацией, с документацией пришкольного лагеря и т.д. Познакомились индивидуально с каждым ребенком класса, помогали учителю организовать и проводить некоторые воспитательные мероприятия, а также провести интересные игры. Практика необходима студентам в профессиональной подготовке для приобретения умения и навыков, развития коммуникативных способностей. 

Наблюдая за проведением уроков и мероприятий, мы в очередной раз убедились,  что теория и практика должны быть тесто связаны между собой. И не всегда понятный материал в теории легко усваивается на практике. Пробуждение интереса в детях с помощью познавательной и интересной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями помогли нам понять, как важно сделать урок не только информативным, но и максимально интересным для учащихся. 

В ходе анализа деятельности учителя мы обратили внимания на образ педагога. Преподаватель проявляет себя как творческий и ответственный педагог. Ей удаётся привлечь внимание класса к предметам и поддерживать атмосферу внутренней дисциплины и доброжелательности. Ученики принимают активное участие в играх, в различных воспитательных мероприятиях, в диалоге с преподавателем. Учитель в довольно свободной манере общается с учениками, речь правильная, уверенная. Очевидно, что школьники внимательно относятся к словам своего учителя, она их легко может настроить на те эмоции, которые необходимы в конкретной ситуации. Цели урока грамотно формулируются и доносятся до учащихся, основные этапы урока регламентируются временем, плавно переходя от одного к другому. Организационная подготовка к уроку не вызывает замечаний, напротив, является примером для подражания.

Ожидания студентов: профессионально-прикладное образование поможет адаптации к школе, подготовит к профессиональной деятельности. 

По нашему мнению, рефлексия студентов объективно отражена в отчётах студентов 4 курса специальности «Начальное образование. Социальная педагогика»: «Мне очень нравится, что нам дали возможность хотя б раз в неделю ходить в школу и поучиться, понаблюдать, как правильно вести уроки, как заполнять документы, какие они должны быть и узнать разные хитрости этой профессии – это нам очень пригодится» (Ф. Светлана); «Задумка университета по поводу практики хорошая. Но одного дня в неделю в школе нам очень мало» (Г. Мария).

Мы считаем, что именно практико-ориентированное образование, в частности профессионально-прикладное, позволит подготовить специалиста, способного эффективно применять в практической деятельности сформированные академические и личностно-профессиональные компетенции. Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном образовательном процессе при опоре на имеющийся у обучающихся жизненный опыт активно формируется новый опыт на основе  приобретаемых компетенций. Данный опыт становится основой развития студентов. Таким образом,  формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.

 

Литература:

1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев / Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 23.

2. Бодункова, А.Г. Создание учебной бизнес-среды как инновационной модели практико-ориентированного обучения в вузе / А.Г. Бодункова, М.В. Ниязова, И.П. Черная / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/106-7647. – Дата обращения: 23.01.2016.