• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

Медведева В., студентка 3 курса специальности «Информационные системы и технологии»

 

По мнению преподавателей, работающих со студентами первого курса, существует проблема адаптации молодых людей к вузовской системе образования и контроля знаний. Уже во время первой лекционной недели первокурсники получают большой объем теоретического материала, который далеко не все в силах самостоятельно быстро освоить. Чтобы как-то решить проблему несколько последних лет для каждой академической группы первого курса на факультете экономики и управления ГрГУ имени Я. Купалы назначается тьютор - это студент старших курсов, помогающий первокурсникам [1]. Он оказывает психологическую поддержку первокурсникам, организовывает консультации и дополнительные занятия по предмету «Высшая математика». Занятия с тьютором проходят раз в неделю. Туда может прийти любой желающий, чтобы разобраться с трудностями нового материала и проконсультироваться по выполнению домашней работы. Возможно договориться с тьютором об индивидуальных занятиях.

Такая деятельность невозможна без постоянных контактов тьюторов с преподавателем, ведущим предмет, и с администрацией факультета. Преподаватель постоянно и индивидуально проводит консультации с тьюторами по содержанию занятий, по методике и формам их проведения.

Для анализа деятельности тьюторов и принятия дальнейших решений было проведено анкетирование, как студентов первого курса, так и самих консультантов по специально разработанным анкетам «Тьютор и его роль в обучении студентов первого курса». Целью исследования было изучение отношения студентов к данному проекту, анализ работы тьютеров, выявление имеющихся проблем и способов их преодоления.

Было опрошено 53 человека. Процентное соотношение участников анкетирования показано на диаграмме 1. Анализ анкет позволил выявить следующие тенденции. Проведение занятий с тьютором одобряет 84,2% опрошенных, причём, они с большим удовольствием посещали бы такие занятия и в будущем; не интересует деятельность проекта 6,3% респондентов; 9,5% затруднились выразить своё мнение по этому вопросу, заявив, что посещают факультатив только по необходимости.

 

1

Диаграмма 1. Студенты, участвующие в анкетировании

Анкетирование показало, что главным, но не единственным преимуществом таких занятий является возможность получить дополнительные знания. Респонденты утверждают, что доступное объяснение – это магнит, притягивающий к себе не до конца разобравшихся в теме студентов. Занятия с тьютором привлекают студентов и следующими аспектами:

  • проверкой и решением домашнего задания;
  • бесплатно;
  • индивидуальным подходом;
  • темпом, выполнения заданий адаптированным под студентов;
  • непринуждённой обстановкой.

На диаграмме 2 прослеживаются численные характеристики ответа на вопрос.

 

2

 Диаграмма 2. Преимущества занятий с тьютором

На вопрос о том, какие отрицательные факторы они видят в занятиях, большая часть студентов обозначила его перенос.
Немало важной для исследования является манера объяснения материала тьютором. 14,6% студентов отметили это так: «тьютор излагает материал не так точно, как преподаватель».
Диаграмма 3 демонстрирует и некоторые другие ответы на поставленный вопрос:

 

3

Диаграмма 3. Недостатки занятий с тьютором

Студенты показали степень желания посещать занятия тьютора следующим образом (см. диаграмма 4).

 

4

Диаграмма 4. Степень желания посещать занятия тьютора 

Единодушным было мнение первокурсников по поводу того, есть ли смысл, в проведении таких занятий:

  • есть, так как тьютор объясняет более простым языком;
  • без тьютора мы бы не имели полного представления о предмете.

Все опрошенные заявили, что это хорошая идея, и высказали желание посещать такие занятия в будущем.
А ответы на вопрос «Хотели бы вы сами быть тьютором?» были довольно разными (см. диаграмму 5):

 

5

Диаграмма 5. Желание быть тьютором

Как видно из результатов анкетирования, тьютор – это человек, который не жалеет ни сил, ни времени, который готов отдать свое время, силы и знания, чтобы объяснить, закрепить, изучить все особенности предмета высшая математика и, наконец, просто помочь своему товарищу.

Обратимся к анкете самих тьюторов-консультантов.
1. Сколько студентов в среднем посещают Ваши занятия?
Ответ: 10-15 человек (в среднем).
По ответу только на первый вопрос, заданный тьютеру, можно сделать важный вывод: эти занятия востребованы и нужны!
2. Сколько времени Вы с ними занимаетесь?
Ответ: 1,5-2 часа.
3. Имеет ли смысл проведение таких занятий?
Все тьютеры ответили: «Да».
4. В чём преимущество занятий с тьютером?

Ответ:

  • тьютер проводит занятие в небольшом коллективе. Это способствует выработке индивидуального подхода к любому человеку. Многие студенты стесняются (или боятся) ошибиться прилюдно, однако на занятиях у студента процент таких людей снижается: человек начинает рассуждать, начинает учиться, спрашивать, не боится совершать ошибки;
  • возможность разработки индивидуального подхода к любому, что способствует более тщательному рассмотрению и изучению теоретических аспектов, а также закреплению навыков знаний, без угрозы быть раскритикованным;
  • решение непонятных вопросов, восполнение пробелов в знаниях;
  • даже если тема, изложенная преподавателем, оказалась лёгкой и всем понятной, то занятие с тьютором помогает закрепить материал и предотвращает возможное появление пробелов в знаниях.

5. В чём недостаток?

Ответ:

  • это трудоёмкая работа, как для обучаемого, так и для тьютера. Не каждый может найти подход и подстроить себя под кого-то. Тьютер должен уметь общаться и находить подход к любому человеку;
  • часто нет свободных аудиторий.

6. Что Вам лично дала эта деятельность?

Ответ:

  • доскональное знание предмета;
  • работа с учебной и научной литературой;
  • совершенствование навыков общения;
  • умение донести информацию до слушателя;
  • сопоставление и обобщение теоретического материала;
  • создание схем, таблиц, графиков.

Итак, работа консультантом способствует приобретению различных полезных компетенций, укреплению собственных знаний, развивает логику, учит объяснять, повышает авторитет и социальную значимость молодого человека.

Таким образом, каждый студент может успешно изучать материал на своем индивидуальном уровне и получить положительную оценку.

Подводя итоги, можно сказать, что современные тенденции развития образования требует применения в высших учебных заведениях активных форм и методов работы, которые способствуют развитию творческого потенциала студентов.

В результате описанной деятельности тьюторов у студентов возрос интерес к изучению математики. Молодые люди стали больше уделять времени изучению предмета. Участие в и тьюторском движении способствовала улучшению контактов между сверстниками, появлению конкурентной среды и повышению мотивации к обучению.

Только в этом случае молодые люди окажутся способными к непрерывному самообразованию в выбранной ими области, к пониманию и развитию своих индивидуальных способностей.

 

Литература:

1. Сетько, Е.А. Введение института тьюторства при работе над курсом «Высшая математика» / Е.А.Сетько // Наука и образование ХХI века: Материалы VII-й Международной научно-практической конференции (25 октября 2013 г., СТИ, г. Рязань) Под общей ред. проф. А.Г. Ширяева; А.В. Барановский. – Рязань, СТИ, 2013. – С. 215 – 217.