Курченя Е., студентка 3 курса специальности «Начальное образование»
В этой связи ставится задача обновления содержания образования путём усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности [1]. Практико-ориентированное обучение – это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций практической работы, которые востребованы сегодня работодателями, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться специалист, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции [2].
На педагогическом факультете Гродненского государственного университета имени Янки Купалы созданы все необходимые условия практико-ориентированного обучения. Во-первых, программы педагогических практик, структура и объём заданий, базы практик нацеливают будущего специалиста не просто на приобретение знаний, а на их осмысление, переработку с последующим применением в профессии. Разумеется, практика является основной «копилкой» практического опыта и направлена на его аккумуляцию по виду профессиональной деятельности. Каждый работодатель желает принять на работу готового специалиста, а не новичка, которого следует всему обучать. Как показывает опыт педагогического факультета, в каждой академической группе есть студенты, которые остаются работать после прохождения практики и которые устраиваются на работу в те организации, где проходили практику.
Во-вторых, для проведения аудиторных занятий также созданы условия практико-ориентированного обучения. Этого на факультете достигли с помощью применения различных форм организации учебного процесса: привлечение экспертов по профилю обучения; привлечение учителей-практиков к учебной деятельности; организация занятий на базе филиалов кафедр; профессиональная занятость студентов (один день в школе) с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности. Отметим, что исследовательская и проектная деятельность на педагогическом факультете реализуется через написание курсовых, дипломных работ и научных статей. Педагогические эксперименты студенты могут осуществлять в студенческом научном кружке «Альтернант», на базе школ, в которых проходят практику, или филиалов кафедр, а также на базе инновационного образовательного центра.
Профессиональная занятость студентов осуществляется в рамках проекта «Профессионально-прикладное образование». Студенты специальности «Начальное образование» педагогического факультета с первого по пятый курс распределены по школам и гимназиям г. Гродно. Для каждого курса определён конкретный день для посещения учебных заведений. Администрация и учителя учреждений образования оказывают помощь в реализации проекта.
Каждой группе студентов даётся перечень заданий, которые они должны выполнить. Задания разрабатывают как преподаватели университета, так и учителя, завучи и директора учреждений общего среднего образования. К примеру, студентам необходимо выполнить следующие задания: изучить школьную документацию; провести подвижные игры на переменах; организовать и провести воспитательные мероприятия; провести фрагменты уроков; проанализировать работу учителя на уроке и т.п. Мы считаем, что это позволяет всесторонне подготовить специалиста.
Результаты профессионально-прикладного образования: изучили контингент школы, микрорайон, познакомились с педагогическим коллективом, узнали о режиме работы и внутреннем распорядке, познакомились с детьми, школьной документацией, с документацией пришкольного лагеря и т.д. Познакомились индивидуально с каждым ребенком класса, помогали учителю организовать и проводить некоторые воспитательные мероприятия, а также провести интересные игры. Практика необходима студентам в профессиональной подготовке для приобретения умения и навыков, развития коммуникативных способностей.
Наблюдая за проведением уроков и мероприятий, мы в очередной раз убедились, что теория и практика должны быть тесто связаны между собой. И не всегда понятный материал в теории легко усваивается на практике. Пробуждение интереса в детях с помощью познавательной и интересной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями помогли нам понять, как важно сделать урок не только информативным, но и максимально интересным для учащихся.
В ходе анализа деятельности учителя мы обратили внимания на образ педагога. Преподаватель проявляет себя как творческий и ответственный педагог. Ей удаётся привлечь внимание класса к предметам и поддерживать атмосферу внутренней дисциплины и доброжелательности. Ученики принимают активное участие в играх, в различных воспитательных мероприятиях, в диалоге с преподавателем. Учитель в довольно свободной манере общается с учениками, речь правильная, уверенная. Очевидно, что школьники внимательно относятся к словам своего учителя, она их легко может настроить на те эмоции, которые необходимы в конкретной ситуации. Цели урока грамотно формулируются и доносятся до учащихся, основные этапы урока регламентируются временем, плавно переходя от одного к другому. Организационная подготовка к уроку не вызывает замечаний, напротив, является примером для подражания.
Ожидания студентов: профессионально-прикладное образование поможет адаптации к школе, подготовит к профессиональной деятельности.
По нашему мнению, рефлексия студентов объективно отражена в отчётах студентов 4 курса специальности «Начальное образование. Социальная педагогика»: «Мне очень нравится, что нам дали возможность хотя б раз в неделю ходить в школу и поучиться, понаблюдать, как правильно вести уроки, как заполнять документы, какие они должны быть и узнать разные хитрости этой профессии – это нам очень пригодится» (Ф. Светлана); «Задумка университета по поводу практики хорошая. Но одного дня в неделю в школе нам очень мало» (Г. Мария).
Мы считаем, что именно практико-ориентированное образование, в частности профессионально-прикладное, позволит подготовить специалиста, способного эффективно применять в практической деятельности сформированные академические и личностно-профессиональные компетенции. Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном образовательном процессе при опоре на имеющийся у обучающихся жизненный опыт активно формируется новый опыт на основе приобретаемых компетенций. Данный опыт становится основой развития студентов. Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.
Литература:
1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев / Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 23.
2. Бодункова, А.Г. Создание учебной бизнес-среды как инновационной модели практико-ориентированного обучения в вузе / А.Г. Бодункова, М.В. Ниязова, И.П. Черная / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/106-7647. – Дата обращения: 23.01.2016.