Последние новости

Участники курсов познакомились с дистанционными технологиями в образовании, узнали о формах организации коммуникаций студентов при проведении эвристических интернет-занятий.

«Динамические процессы в современном образовании способствуют тому, что педагогическая деятельность постоянно усложняется, обогащается, становится более интерактивной, – отметил ведущий семинара, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго. – В ней на первый план выходит умение организовывать коммуникации с учащимися в виртуальной среде. Как показывает практика, далеко не все педагоги готовы продемонстрировать понимание и знание принципов и технологий обучения с использованием телекоммуникаций».

Для демонстрации возможностей взаимодействия преподавателя и студентов в дистанционной среде Олег Владимирович провёл интернет-занятие со студентами специальности «Информация и коммуникация». Участники курсов смогли оценить эффективность работы студентов на форуме образовательного портала в ходе выполнения заданий эвристической направленности.

Работа в группах позволила участникам курсов закрепить теоретические знания на практике. Под руководством модераторов участники научились выделять структурные элементы эвристических интернет-занятий, формировать учебные модули, определять формы и этапы использования телекоммуникаций. Результатом работы преподавателей стали разработки эвристических интернет-занятий «О вкусах не спорят?», «Самае цікавае месца ў школе», «Да пусть пересекутся параллельные прямые», «Широко, глубоко...».

Обсуждение методических разработок получилось дискуссионным. Участников курсов волновали вопросы «Как с помощью интернет-занятий создать условия для роста внутренней мотивации студентов?», «Как совместить интернет-занятия с учебной программой?», «Какая частота интернет-занятий будет оптимальной для студенческой аудитории?». Модераторы и участники курсов пришли к мнению, что практическая апробация методических разработок выявит их сильные и слабые стороны, позволит оценить продуктивность предлагаемых каналов учебных коммуникаций.

Подведение итогов курсов «Основы эвристического обучения в вузе» и вручение участникам свидетельств о повышении квалификации состоится 24 мая.

 

В рамках второго семинара курсов преподаватели 9 факультетов познакомились с особенностями разработки эвристических занятий.

Во время оргдеятельностного семинара «Эвристическое занятие: этапы проектирования» участники курсов повышения квалификации «Основы эвристического обучения в вузе» попытались найти ответы на вопросы, требующие внимательного, глубокого и всестороннего изучения. Что является отличительными чертами эвристического занятия? Какое предметное содержание должно быть включено в подобное занятие? Какие продуктивные методические приёмы следует использовать преподавателям в эвристической деятельности? Кто или что должно быть основным источником знания на эвристическом занятии?

Ведущий семинара, старший преподаватель кафедры музыкального искусства Анна Брагина обратила внимание участников курсов на особый статус эвристического обучения, суть которого заключается в «обучении через открытие»: обучающийся становится исследователем, открывателем, изобретателем, автором материальных и духовных образовательных продуктов. «При подобном подходе на первое место выходит личность студента, его индивидуальные особенности и продуктивная образовательная деятельность, – подчеркнула Анна Александровна. – Чтобы это происходило, необходима организующая роль педагога, его вдумчивое и основательное знакомство с инструментарием эвристического обучения, в том числе методикой разработки и проведения эвристических занятий».

Участникам курсов была представлена развернутая картина дидактической системы эвристического занятия, выделены его ключевые критерии. Анна Брагина рассказала о целях и задачах эвристического занятия, охарактеризовала его содержательные элементы, расшифровала основные этапы разработки – от анализа образовательной ситуации до определения содержания домашнего задания.

Интересной, эмоционально насыщенной, вызывающей к жизни новые творческие идеи стала работа в группах. В первой группе, которая объединила преподавателей иностранных языков, было разработано эвристическое занятие «Дом моей мечты» с целью активизации речемыслительной деятельности и творческой самореализации студентов 1 курса специальности «Романо-германская филология». Преподаватели истории и психологии, работавшие во второй группе, посвятили свое занятие Году малой родины. В выступлении модератора группы было подчёркнуто, что разработка символа малой родины позволит сформировать у студентов понимание значимости и ценности историко-культурного наследия микрорегионов Беларуси. Результатом работы третьей группы стало занятие по дисциплине «Пластическая анатомия» для студентов факультета искусств и дизайна. Занятие, по мнению разработчиков, «создает условия для развития учебно-познавательных компетентностей студентов при изучении темы “Пропорции человека”». Преподаватели четвертой группы предложили на рассмотрение коллег занятие «Активная и пассивная защита данных», в основу которого была положена идея повышения мотивации учащихся к изучению системы информационной безопасности турфирмы.

Обсуждение результатов работы в группах отразило растущий интерес преподавателей к новым формам учебной деятельности, что доказывает целесообразность их дальнейшей популяризации и использования в учебном процессе вуза.

Третий оргдеятельностный семинар Курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы эвристического обучения в вузе» состоится 17 мая.  

Из рефлексии участников курсов:

«Работа по созданию эвристического занятия, также как и по разработке открытого задания, требует вдохновения. Это сродни созданию литературного произведения или любого другого продукта творческой деятельности. Чувства и ощущения просто незабываемые. Это, с одной стороны, муки самого рождения или создания продукта, с другой – восторг и удовлетворение от того, что получилось» (Наталья Литвин, старший преподавтель кафедры английской филологии)

«Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение “мы”»  (Борис Ковалев, доцент кафедры общей и социальной психологии)

«Я познакомилась с методикой разработки занятия эвристического типа, активно участвовала в разработке и оформлении конкретного занятия. Мне повезло с коллегами по группе – внешний фактор. Я не чужда творчеству – внутренний фактор. Помогает понять специфику занятия изданные брошюры, в которых отражён опыт коллег»  (Майя Мартен, доцент кафедры всеобщей и славянской истории)

«В процессе коллективного обсуждения плана разрабатываемого занятия возникло ощущение, что, как бы детально не было разработано занятие, необходимо провести пробное занятие, по результатам которого станут видны все нюансы и недоработки, и уже после их исправления формировать окончательный план занятия»  (Сергей Гостик, старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей)

«Во время разработки эвристического занятия необходимо не забывать о главном – возможном практическом применении результатов» (Надежда Лукашевич, преподаватель кафедры иностранных языков)

«Мы с участниками нашей группы перестали смотреть друг на друга, а стали смотреть в одну сторону, решая общие проблемы»  (Наталья Сухинина, преподаватель Волковысского колледжа)

«Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!»  (Любовь Некрашевич, преподаватель иностранных языков Волковысского колледжа)

«Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – “Заинтересуются ли они?” И ответ очевиден – “Да!”»  (Оксана Боярчук, старший преподаватель кафедры иностранных языков)

«Чувство радости от исследовательской работы, радость от работы в группе, ощущение личностного роста от общения с коллегами» (Елена Обухова, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин)

«В этот раз появилось ощущение лёгкости от работы. Не было сложных моментов и непонятных ситуаций. Ощущалась полноценная работа единого слаженного коллектива»  (Анна Шендерова, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учёта)



В рамках Недели педагогического мастерства в Гродненском университете прошла открытая лекция-диалог «Беларуская мова: сферы выкарыстання» доцента кафедры иностранных языков Светланы Лескевич – участника авторского курса доктора педагогических наук Андрея Короля «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Знакомство с историей возникновения славянской письменности стало для студентов 1 курса специальности «Белорусская филология» временем больших и маленьких открытий. В ходе занятия купаловцы смогли получить ответ на вопрос «Что более значимо – получить готовые ответы или создать свой личный мир знаний и опыта?». Участники лекции взглянули на язык как на живое и развивающее явление в истории человечества, получили возможность более пристально изучить роль личности в формировании письменной традиции славян, взвесили аргументы «за» и «против», оценивая степень влияния государства и общества на развитие белорусского языка в наши дни.

Занятие получило дополнительную динамику во время работы студентов над открытыми заданиями, которые были разработаны преподавателем в ходе оргдеятельностного курса и опубликованы в материалах семинара «Как разработать открытое (эвристическое) задание». Вначале Светлана Лескевич предложила студентам погрузиться в атмосферу диспута славянского просветителя Кирилла со своими идеологическими оппонентами, а потом спроецировать ситуацию IX века на современность, разработав тезисы в защиту белорусского языка и определив сферы его практического применения. Итог работы студентов получился неожиданным, захватывающим, а в некоторых моментах эмоционально трогательным.

Толчком для открытой полемики послужили яркие реплики эксперта – настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора, протоиерея Георгия Роя. Вызов студентов на диспут и их ответная реакция создали умственное напряжение в аудитории и условия для поиска молодыми людьми наиболее ярких и убедительных аргументов в споре с «пилатниками» прошлого и настоящего. В качестве доказательства важности сохранения и расширения сферы применения белорусского языка студенты выбрали не только словесные аргументы, но песню на стихи Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі».

По мнению Светланы Лескевич, выбор эвристических приемов при изучении дискуссионных вопросов славянского языкознания вполне оправдан. Опираясь на открытые задания, студенты движутся по индивидуальным траекториям поиска и анализа информации, учатся соотносить свое знание с тем, что приобретено извне, вырабатывают взвешенные и осмысленные оценочные суждения.  

Технологию креативного образования в рамках курсов осваивают 25 преподавателей Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Ведущим первого оргдеятельностного семинара «Открытое задание – основной содержательный элемент эвристического обучения» выступил Игорь Маслов, директор Лицея № 1 г. Гродно, магистр педагогических наук, лауреат заключительного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011». Игорь Сергеевич в течение восьми лет работал в Центре дистанционного обучения «Эйдос» под руководством основателя Научной школы человекосообразного образования, доктора педагогических наук Андрея Хуторского. У него за плечами богатый опыт разработки эвристических заданий по учебным предметам естественнонаучного цикла, которые использовались во время проведения дистанционных олимпиад Центра «Эйдос», сегодня он активно использует полученный опыт в своей педагогической практике.

Игорь Маслов представил собственную интерпретацию дидактической эвристики. По его словам, каждый приводимый пример «окрашен личным опытом учителя физики и астрономии, а с недавнего времени – директора лицея № 1 г. Гродно».

Почему школьные учителя ограничивают сферу творчества своих учеников, не дают им проявить свои креативные способности? Почему наблюдается тенденция к снижению создания учениками творческих продуктов высокого уровня к концу обучения в школе? Эти вопросы Игорь Сергеевич поставил перед участниками курсов в начале своего выступления. Поиск ответов на волнующие вопросы, желание найти образовательную «точку опоры» привели его к пониманию того, что в детях живут «спящие» знания. Свои мысли Игорь Маслов пояснил на конкретном примере. «Шестой класс. Рассматриваем тему «Механическое движение». Каждый предлагает свои варианты. И вот одна девочка, когда до нее доходит очередь, говорит: «Игорь Сергеевич, мне кажется, что движение – это продолжение начатого». Два кратких слова. Я понимаю, что ребенок предлагает свое, интересное определение. Откуда оно могло взяться? Получается, что при определенных условиях, созданных учителем на уроке, ученик может разбудить самого себя, обратиться к тому, что в нем заложено, находится в скрытом, не актуализированном состоянии. В таких ситуациях учитель не имеет права пройти мимо пытливого ученика».

Игорь Маслов определил суть эвристического обучения в «непрерывном открытии нового учеником». По его мнению, существует чёткая граница между творческими и эвристическими заданиями. Первые – не всегда учитывают интересы ученика, не всегда мотивируют его на продуктивную деятельность. Вторые, наоборот, отличаются личностно ориентированным содержанием. Для эвристических заданий характерны свои специфические признаки: открытость (отсутствие заранее заданного правильного ответа); образовательная значимость и продуктивность; человекосообразность (наличие личностно значимого смысла для ученика); технологичность и диалогичность; эвристичность и проблемность (сила «творческой воронки» для ученика).

Игорь Сергеевич в подтверждение своих слов привел многочисленные примеры эвристических заданий, которые использовал на уроках, внеклассных мероприятиях в школе, во время предметных олимпиад. Сам перечень заданий заслуживает отдельного внимания: «Ежик на голове», «Прекрасно или безобразно», «Почему нельзя чихать с открытыми глазами», «Температура 36,6», «Вкус книги», «Время жизни мыльного пузыря», «Умный прибор», «Семь чудес Беларуси», «Стань Санта Клаусом для лицея», «Друг - это...», «Задай свой вопрос», «Формула успеха», «Что и кто управляет миром», «Что лучшее в человеке», «Устойчивая фигура». Подобные задания пробуждают творческую активность ребят, вызывают у них стойкий интерес к тому, что они изучают. На этот счет один из учеников Игоря Сергеевича, победитель заключительного этапа республиканской олимпиады по астрономии Кирилл Черномырдин оставил следующий отклик: «Каждый раз поражаюсь эвристическим заданиям! Они могут разбудить как ничто другое! Прочитай только одно задание, и все извилины начинают двигаться».

Игорь Маслов познакомил участников курсов с типологией эвристических заданий Андрея Хуторского и своей собственной. Игорь Сергеевич предложил четыре вида эвристических заданий: материально-технические; оценочно-информационные; коммуникативные и эмоционально-образные; методологические. В его выступлении были подробно рассмотрены основные технологические этапы разработки эвристических заданий, предложены конкретные рекомендации по их использованию в учебном процессе.

Игорь Маслов ответил на вопросы участников курсов: «Какие максимальные оценки получают у Вас слабые ученики?», «С какого класса целесообразно применять эвристические задания на уроках?», «Как оценивать эвристические задания?», «Было ли в Вашей практике, когда эвристические задания вызывали у учеников неудовлетворенность?», «Эвристическое обучение - это самостоятельная педагогическая технология или составная часть проблемного, программированного обучения?», «Что в рамках эвристического обучения понимается под рефлексией?», «Известен ли Вам опыт зарубежных коллег, которые работают в смежных направлениях педагогики?», «Можно ли организовать взаимодействие университета и лицея для организации новых форм преддипломной практики студентов?».

Завершая выступление, Игорь Маслов подчеркнул: «Эвристические задания – это ключевой элемент в системе, которую я использую. Зная результативность эвристических заданий, я всегда найду на уроке возможность, чтобы предложить их ученикам, для которых – это отличный шанс раскрыться, выйти за пределы шаблонного мышления, совершить личностные открытия. Все достижения моих учеников являются заслугой эвристического обучения и в первую очередь открытых заданий, которые проходят сквозной линией через все мои учебные занятия».

Далее работа участников курсов продолжилась в группах. В качестве модераторов выступили участники оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» доктора педагогических наук Андрея Короля – начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования Дарья Шпак, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Татьяна Гораева, преподаватель Гродненского государственного электротехнического колледжа имени Ивана Счастного Валентина Шевченко. Участники курсов под руководством модераторов попробовали составить открытые задания по своим учебным дисциплинам. Во время итогового обсуждения модераторы представили четыре задания: «“Заяц” в законе», «Голосуй, а то проиграешь!», «Взломай меня, если сможешь!», «Здоровый дух – здоровое тело?». Каждое из заданий получило оценку с точки зрения заключенного в них объема информации, детализации алгоритма выполнения, наличия личностно-значимого компонента для учащихся. Модераторы групп ответили на уточняющие вопросы коллег, рассказали о взаимодействии внутри групп, о выработке общих решений, о возникших сложностях и путях их преодоления.

Второй и третий оргдеятельностные семинары курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы эвристического обучения в вузе» состоятся 14 и 17 мая. 

Из рефлексии участников курсов:

«Неожиданным было то, что в конце работы идеи по созданию собственных открытых заданий легко пришли в мою голову, несмотря на то, что сначала все казалось сложным и непонятным» (Ольга Кривицкая, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии)

«Активная защита результатов работы в группах оказалась неожиданно яркой и бурной» (Александр Арбузов, преподаватель кафедры современных технологий довузовского образования)

«Всегда знала, что образовательная деятельность – это творчество, еще раз в этом убедилась. Оценила творческий потенциал коллег, с которыми было приятно работать и мыслить, ощущалась атмосфера сотворчества» (Майя Мартён, доцент кафедры всеобщей и славянской истории)

«Неожиданным для меня явился разбор задания по теме ВКЛ в период правления князей Ягайло и Кейстута. Понравилась подача материала и возможность где-то виртуально поучаствовать в выборе правителя» (Виталий Поболь, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры)

«Начал понимать смысл выражения “образовательный продукт”. Осознал необходимость пересмотра собственного подхода к проведению занятий в учебных группах. Знакомство с эвристическим обучением в каком-то виде необходимо внедрять на факультетах и кафедрах для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и качества образования» (Сергей Гостик, старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей)

«Неожиданным оказался этап обсуждения готовых открытых заданий, в ходе которого возникло большое количество вопросов и критических замечаний, что явно свидетельствует о заинтересованности слушателей курсов данной проблематикой» (Наталья Литвин, старший преподаватель кафедры английской филологии)

«Не все было понятно, не все сразу уложилось в голове, но благодаря помощи модератора многие трудности в процессе были сняты» (Ирина Бырда, преподаватель кафедры английской филологии)

«В рамках занятия необходимо проводить реальные эвристические занятия или мастер-классы, затем – обсуждения» (Владислав Кривчиков, профессор кафедры тылового обеспечения)

«Интересно было услышать мнение коллег-предметников по теме или иным проблемам методики. Приятно, когда мнения и ощущения совпадали. Обратила внимание на аргументацию, когда мнения различались» (Оксана Боярчук, старший преподаватель кафедры иностранных языков)

«Самое неожиданное – мельчайшая детализация разработки эвристического задания» (Оксана Гаврилик, старший преподаватель кафедры социологии и специальных социологических дисциплин)

«Самым неожиданным оказалась возможность спроектировать эвристическое задание по своему предмету. Яркие ощущения вызвало итоговое обсуждение разработанных заданий разных групп» (Любовь Некрашевич, преподаватель иностранных языков Волковысского колледжа)

«Мне удалось развить умение слушать других, идти на компромисс, выбирать лучшее из хорошего» (Елена Обухова, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин)

«Мозг стал работать не только в четком техническом направлении, но и в творческом русле» (Анна Шендерова, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учёта)

«Мы нашли точки соприкосновения, действовали конструктивно и создали образовательный продукт» (Наталья Сухинина, преподаватель Волковысского колледжа)

«Ярким акцентом в нашей группе была преподаватель Волковысского колледжа, которая стала, на мой взгляд, основным мотивирующим источником группы, задавала тон» (Татьяна Фролова, старший преподаватель кафедры музыкального искусства)

 


В ГрГУ им. Я. Купалы состоялся семинар «Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие» Подробнее