Последние новости

01

В ГрГУ имени Янки Купалы студенты филологического и педагогического факультетов в рамках выполнения дипломных работ разработали и презентовали для широкой аудитории междисциплинарный проект «Организация образовательного процесса обучающихся на первой ступени общего среднего образования с применением эвристических методов».

Координаторами проекта выступили кафедра естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания и кафедра романо-германской филологии, заказчиком – ГУО «СШ № 39 г. Гродно».

Авторами междисциплинарного проекта стали:
  • студентка 5 курса специальности «Современные иностранные языки (преподавание)» Мария Борисевич («Развитие познавательной активности обучающихся I ступени общего среднего образования средствами открытых эвристических заданий (на примере изучения немецкого и английского языков)»), научный руководитель – Елена Джух, старший преподаватель кафедры романо-германской филологии;
  • студентка 4 курса специальности «Начальное образование» Дарья Довольня («Фарміраванне арфаграфічнага навыку на ўроках беларускай мовы ў вучняў I ступені агульнай сярэдняй адукацыі»), научный руководитель – Елена Гачко, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания;
  • студентка 4 курса специальности «Начальное образование» Марта Сердюк-Афанасьева («Формирования бережного отношения к природе у учащихся 3-х классов средствами эвристических заданий»), научный руководитель – Наталья Михайлова, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета;
  • студентка 4 курса специальности «Начальное образование» Анна Шарупская («Использование квест-игр экологической направленности во внеучебной деятельности с учащимися 4-х классов»), научный руководитель – Наталья Михайлова, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета.
Практическим результатом междисциплинарного проекта стала разработка проекта совместного учебно-методического пособия «Открытие не только для взрослых», состоящего из серии открытых эвристических заданий для учащихся:
  • по учебному предмету «Немецкий язык» для 4 класса;
  • по учебному предмету «Беларуская мова» для 4 класса;
  • по учебному предмету «Человек и мир» для 3 класса;
  • во внеучебной деятельности для проведения квест-игр экологической направленности для 3 класса.

Во время презентации были представлены методические рекомендации по применению эвристических методов обучения в образовательном процессе на первой ступени общего среднего образования. Авторы проекта обратили особое внимание на последовательность и четкий алгоритм действий при использовании открытых эвристических заданий на уроках и во внеучебной деятельности.

Открытые задания были апробированы в учебном процессе средней школы № 39 г. Гродно. На уроках с использованием открытых эвристических заданий создавались ситуации умственного напряжения, активного размышления, творческого поиска, учащимися создавались собственные образовательные продукты: вопросы, идеи, версии, рисунки.

Практическая часть проекта разработана на основе материалов очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» (автор – ректор Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Андрей Король).

Смотреть презентацию проекта.


14

По заявкам организаций и предприятий в рамках выполнения курсовых, дипломных и магистерских работ купаловцы разработали 22 междисциплинарных проекта.

Участниками открытой презентации стали координаторы и исполнители проектов, заведующие кафедрами ГрГУ имени Янки Купалы, представители организаций – заказчиков кадров.

Как подчеркнул проректор по учебной работе ГрГУ имени Янки Купалы Геннадий Гачко, образовательная практика по разработке междисциплинарных проектов успешно реализуется в купаловском университете в рамках концепции практико-ориентированного образования с 2016 года и носит системный характер. Из года в год интерес к участию в работе над междисциплинарными проектами растет как со стороны заказчиков кадров, так и со стороны студентов. Так, если в 2016 году двумя студентами купаловского университета был реализован один проект, то в 2019 участие в работе приняли 68 студентов 13 факультетов, 33 специальностей, которые выполнили 22 междисциплинарных проекта. Следует отметить, что значительная часть выполненных проектов направлена на внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу. В тоже время работа в команде при разработке и выполнении междисциплинарных проектах формирует у студентов компетенции, востребованные сегодня заказчиками кадров, а также актуальные в контексте реализации в купаловском университете образовательной модели «Университет 3.0» и развития Научно-технологического парка.

На открытой презентации междисциплинарных проектов разработчики представили 9 проектов. По заказу РУП «Белтаможсервис» было разработанно CRM-программное обеспечение для анализа и проектирования инструментов повышения эффективности таможенной службы. Как отмечают исполнители проекта, автоматизированная работа с клиентом позволит сократить время, затрачиваемое на осуществление полного пакета услуг, повысить уровень информационного обеспечения и эффективность таможенного контроля, избежать очередей в местах ожидания, что благоприятно отразится на качестве оказания таможенных услуг и облегчит работу с клиентской базой. Продукт носит универсальный характер и может быть использован другими предприятиями и организациями.

Студенты факультета математики и информатики представили уникальный чат-бот для мессенджеров, который позволяет повысить туристическую привлекательность Гродненского региона. Чат-бот ранее был успешно внедрен в работу мессенджера Telegram, а в нынешнем году студенты доработали программное обеспечение для его эффективного функционирования в WhatsApp, Viber и Facebook messenger. Пользователи могут получать информацию о достопримечательностях Гродненщины на трех языках – русском, английском и китайском.

Многопрофильность университета позволила студентам трех разных специальностей реализовать проект, направленный на повышение эффективности деятельности кафе «Галактика» в Ошмянах. Ребята предложили комплекс мероприятий, включающих оценку экономической составляющей деятельности предприятия, изменение концепции заведения и его производственной программы, разработку фирменного стиля для привлечения нового контингента потребителей, формирование лояльности и укрепления положительного имиджа данного предприятия, а также совершенствование организации производства и обеспечение высокого качества обслуживания.

Подводя итоги мероприятия, проректор по учебной работе Геннадий Гачко отметил, что открытая презентация проектов стала площадкой для диалога и определения новых направлений взаимодействия представителей разных профилей подготовки в университете, а также перспектив сотрудничества университета и заказчиков кадров.


 

02

На протяжении месяца преподаватели 7 факультетов университета знакомились с технологией эвристического обучения на английском языке.

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы состоялось торжественное вручение сертификатов слушателям курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы эвристического обучения в учреждении высшего образования» (на английском языке).

Приветствуя участников мероприятия, проректор по учебной работе Геннадий Гачко подчеркнул, что нынешние студенты должны быть готовы к стремительному преобразованию рынка труда, будущим специалистам предстоит научиться жить в условиях масштабной цифровой трансформации, которая радикально изменит промышленность, продукцию, услуги и сам подход к работе. В этих условиях преподавателям следует активно осваивать широкий набор современных дидактических средств, в том числе образовательную эвристику.

– Мы решили пойти на эксперимент во время курсов, – отметил Геннадий Алексеевич. – Слушатели были погружены в иноязычную среду общения, на английском языке готовили задания по трем учебным модулям, работали под руководством модераторов не только на аудиторных занятиях, но и на вебинарах, имели возможность пользоваться учебными материалами, которые размещались на новой образовательной платформе.

Начальник учебного отдела Анатолий Богдевич отметил, что современному преподавателю необходимы широкие языковые компетенции и уверенное владение иностранным языком. По словам Анатолия Иосифовича, знание иностранного языка дает возможность совершенствоваться в профессиональной сфере, не испытывая трудностей, понимать зарубежную культуру и взаимодействовать с ее представителями, эффективно участвовать в программах академической мобильности.

В выступлении модератора Елены Бэкман, кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры педагогики и социальной работы прозвучала подробная оценка курсов с точки зрения развития профессионально-педагогических компетентностей и эвристических качеств личности преподавателей:

– Образовательная эвристика расширяет пространство личностно-ориентированного обучения, – подчеркнула Елена Викторовна. – От умения преподавателя настроить студентов на внутреннюю созидательную деятельность будет зависеть не только выполнение учебного задания, но и создание личного коммуникативного продукта, в том числе на иностранном языке.

Следует подчеркнуть, что в ходе курсов слушатели подготовили 27 открытых заданий и 15 методических разработок эвристических занятий на английском языке. В ближайшее время материалы курсов будут размещены на страницах электронного научно-методического журнала «Университет образовательных инноваций».


04

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы завершились курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования», которые проходили поэтапно (пять учебных модулей) с 11 февраля по 14 июня 2019 года. В подведении итогов работы курсов приняли участие первый проректор Олег Романов, проректор по учебной работе Геннадий Гачко, модераторы и слушатели курсов.

Модераторами курсов выступили участники проекта «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства PRINTeL». Модераторы прошли обучение в Университете прикладных наук Грац Joanneum Gesellschaft (Австрия), Университете Порту (Португалия), Левенском католическом университете (Бельгия), Линчепингском университете (Швеция), Университете Барселоны (Испания) в ноябре – декабре 2018 года.

  • Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации (модератор – Наталья Валько, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики).
  • Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе (модератор – Светлана Гончар, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков).
  • Активное обучение в перевернутой аудитории (модераторы – Дарья Шпак, кандидат физико-математических наук, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования; Константин Смотрицкий, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики).
  • Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения (модератор – Андрей Проневич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем).
  • Смешанное/гибридное обучение (модератор – Ирина Корлюкова, кандидат физико-математических наук, декан факультета довузовской подготовки).

Программа курсов реализовывалась в двух группах: на русском и английском языках.

Проведение курсов позволило апробировать новый механизм повышения профессионального мастерства преподавателей, когда программа повышения квалификации интегрируется в систему непрерывного образования, становится его основным рабочим элементом и в конечном итоге способствует постоянному обновлению преподавателями своих инновационных компетенций.

Программа курсов была нацелена на освоение преподавателями университета, колледжей, учителями школ новых способов планирования, проведения и оценки учебных занятий на основе инновационных образовательных технологий, в первую очередь технологии активного обучения.

В процессе изучения пяти образовательных модулей слушатели курсов освоили образовательные технологии, необходимые для создания персональных траекторий обучения студентов, научились работать с ресурсами цифровой образовательной среды университета, приобрели опыт погружения в среду совместного поиска образовательных идей и решений, усовершенствовали коммуникативные компетенции в области англоязычного профессионального общения.

В работе курсов приняли участие 38 слушателей, из них ГрГУ имени Янки Купалы представляли 35 человек, Гуманитарный колледж – 2 человека, Гродненскую городскую гимназию – 1 человек. Повышение квалификации прошли 2 декана (Марина Карпицкая, декан факультета экономики и управления; Александр Воронцов, декан факультета инновационных технологий машиностроения).

В ходе занятий слушатели изучили, проанализировали и оценили возможности 5 технологий активного обучения (обучение посредством мобильных приложений,  образовательная игрофикация, обучение в перевернутой аудитории, обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения, смешанное/гибридное обучение), апробировали в ходе групповой работы 1 образовательный метод (ABC-метод, метод разработки учебных курсов), изучили 12 онлайн ресурсов (Qrcoder, Canva, Badge Builder, Socrative, PechaKucha, Playposit, Explain Everything, Padlet, Mentimeter, Prezi, Trello, 4portfolio), разместили на образовательной платформе 112 ответов на 13 заданий.

Для системы непрерывного повышения педагогического мастерства преподавателей в области инновационного образования создана интернет-платформа «Университет образовательных инноваций» (e-courses.grsu.by). В ходе курсов прошла ее апробация. Обучающая среда платформы ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между модераторами курсов и слушателями на протяжении всего периода обучения. Платформа позволяет создавать курсы, наполняя их разнообразным содержимым: это могут быть тексты, презентации, видеоматериалы, а также модули для совместной работы над образовательными проектами, форумы для проведения дискуссий, имеется возможность для отправки слушателями выполненных заданий, их оценивания и комментирования модераторами.

Особенностью курсов стало то, что слушатели применяли на практике полученные знания и делились с коллегами результатами учебной деятельности.

Курсы продолжат свою работу в сентябре 2019 года.

 

Рефлексия модераторов и слушателей курсов

«Как модератор, я понимаю, что слушателям курсов было сложно приобретать новый образовательный опыт в сжатые сроки. Многие достаточно критично восприняли наш инновационный подход, задавали вопросы, дискутировали, пытались выявить преимущества и недостатки технологии активного обучения. Обратная связь поможет нам оценить продуктивность проделанной работы, исправить «шероховатости» и недоработки в организации и проведении занятий»

Светлана Гончар, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой иностранных языков

 

«Во время курсов я смогла ощутить дух сотрудничества, почувствовать, что такое командная работа. Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами. Я понимаю, что сегодня преподавателю нужно идти в ногу со временем и по возможности стимулировать коллег к поиску новых образовательных решений»

Марина Карпицкая, кандидат экономических наук, декан факультета экономики и управления

 

«Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке. Для меня очевидно, что современное образовательное пространство требует от преподавателей одновременного совершенствования и языковых, и педагогических компетенций. По этой причине выбрал англоязычную версию курсов с инновационным образовательным содержанием»

Александр Воронцов, кандидат технических наук, декан факультета инновационных технологий машиностроения

 

 «Курсы заслуживают одобрения. На мой взгляд, их обязательно нужно продолжать. После каждого занятия я старался рефлексировать, ставил себя на место модераторов и задавался вопросом: «Окажись я на их месте, справился бы с аудиторией или нет?» Это же так непросто! Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу»

Павел Галузо, кандидат психологических наук, доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии

 

«Я ў захапленні ад працы калег-мадэратараў. Адна справа ісці ў аўдыторыю да студэнтаў, другая справа дзяліцца ведамі з дарослымі, а вышэйшы пілатаж – працаваць з калегамі на замежнай мове. За час курсаў я адчула асобасны прырост, мне было вельмі камфортна, таму што побач былі аднадумцы, адкрытыя і шчырыя людзі. Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію ўніверсітэта, які імкнецца развіваць не толькі прафесійныя навыкі маладога пакалення нашай краіны, але і іх творчыя памкненні, працавітасць, настойлівасць і ініцыятыўнасць»

Святлана Ляскевіч, кандыдат філалагічных навук, дацэнт кафедры замежных моў


09

В рамках третьего учебного модуля слушатели курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» познакомились с технологией активного обучения в перевернутой аудитории.

Модераторами занятий выступили начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования, кандидат физико-математических наук Дарья Шпак и доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики, кандидат физико-математических наук Константин Смотрицкий. Слушатели групп на русском и английском языках получили подробную информацию о сущности технологии перевернутого обучения, механизмах ее реализации и условиях, способствующих включению новой модели в образовательный процесс.

– В перевернутой аудитории студенты самостоятельно осуществляют теоретическую подготовку с использованием электронных образовательных ресурсов, а на учебном занятии получают возможность для практического закрепления полученных знаний, – рассказала модератор Дарья Шпак. – Основной задачей преподавателя становится не изложение текущей темы, а создание условий для активизации познавательной деятельности студентов, актуализации внимания на сложных проблемных вопросах, решении практических задач.

В ходе работы курсов модераторы познакомили слушателей с новым методом разработки учебных занятий – АВС-методом, который предполагает проектирование учебно-программной документации с возможностью применения методов смешанного обучения. Под руководством модераторов слушатели изучили возможности сервисов Padlet (цифровая стена с документами и мультимедийными файлами) и Mentimeter (создание онлайн-опросов в режиме реального времени) и при выполнении практических заданий разработали собственные учебные материалы.

В процессе общения преподаватели поделились опытом применения активных методов обучения, обсудили преимущества и недостатки внедрения новых моделей обучения в повседневной практике, проанализировали мотивирующие факторы использования образовательных инноваций в профессиональной деятельности.

В ближайшие две недели слушатели курсов будут изучать инновационные образовательные методики в рамках четвертого учебного модуля «Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения» (модератор – Проневич Андрей Францевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем).