Дорогие друзья!
Вы читаете первый номер электронного научно-методического журнала Гродненского государственного университета имени Янки Купалы «Университет образовательных инноваций».
Знание всегда сопрягалось с понятиями «образование» и «изменение». Прогрессирующие накопления знаний человечества за всю его историю казалось бы, должны обеспечить реализацию целей и потребностей как человека, так и всего общества в целом. Однако накопленные объемы знаний до сих пор не привели к появлению совершенного человека и «идеально творческого общества». Выражение «новое – хорошо забытое старое» служит подтверждением того, что копилка знаний человечества не меняет творческую природу самого человека и не позволяет ему эффективно решать личностные и профессиональные цели, извлекать уроки из прошлого.
Согласно данным проекта Google Books в 2010 году, за всю историю человечества было издано 129 864 880 книг, а количество авторов составило 200-300 миллионов. Если оставить за скобками работы сугубо научной направленности, следует отметить и существующее противоречие между ростом количества книг и их содержания. В каждой книге незримо присутствуют многие мысли, тезисы, постулаты, уже озвученные ранее другими людьми. Марсель Пруст емко подметил, что «книга – это большое кладбище, где на многих плитах уже не прочесть стершихся имен».
Казалось бы, в сегодняшнем обществе знаний рост знаниевых и коммуникативных объемов должен повлиять и на рост «обученности» или, «творчества общества», способного учиться на прошлом опыте. Однако, все большее использование чужих цитат, шаблонность и монологичность поведения и общения человека свидетельствует о неизменности «творческости общества».
Не секрет, что успех человека заключен в реализации его миссии, которая заложена в нем либо создается им, в достижении его целей. Что сегодня делают учреждения образования различного уровня для того, чтобы учащиеся определили и реализовали свою миссию? Они предлагают им образование, чаще всего, одинаковое для всех, а учащийся должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне. Традиционное содержание образования рассматривается как опыт, предназначенный для передачи ученику с его последующим усвоением. Подобный передаточный характер содержания образования способствует развитию познавательных психических процессов учащегося, учит предметному содержанию, но не учит учиться, не учитывает самого ученика в обучении – его смыслы, цели, особенности. Трансляция информации работает на «склад», на подготовку «кладовщика» информации, готового «отпустить» материалы по первому требованию, но не «строителя» своего пути и успеха. Успех человека возможен тогда, когда он сполна реализует свой личностный и человеческий потенциал. Но для этого он должен его выявить и осознать.
В подобном монологичном по своей сути подходе к содержанию обучения заключается один из распространенных взглядов на человека. Его суть в том, что ученик – «чистый лист», который нужно заполнить письменами. Чем более он будет заполнен, тем выше считается результат его образованности. При этом передается не опыт, а информация в виде «готового блюда» (законы, теоремы, постулаты и др.), которая является «чужой» для обучающегося, поскольку он не участвует в приготовлении этого «блюда». Однако приобретение знаний, их глубина и широта неотделимы от усвоения способов их добывания. Какова ценность знания, полученного из готовой к «употреблению» информации?
Возможно ли научить человека мыслить нестандартно, смотреть на вещи «своими глазами», а не «чужими», если образовательный процесс свести к сообщению заранее заготовленной и отобранной «стандартной» информации в виде правил, схем, классификаций, теорем, закономерностей? Без рефлексии учениками содержания и полученных результатов своей деятельности невозможно преодолеть их отчуждённость от образования.
Но все обучающиеся, будь то школьники или студенты, разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Человек – это «семя», которое нельзя вылепить подобно глине или заполнить «чистый лист» чужими письменами – нужно создать условия для произрастания семени. Речь идет о реализации учащимся заложенного в нем потенциала, воплощении принципа человекосообразности в образовании.
Данный принцип впервые введен в теорию и практику образования Научной Школой А.В. Хуторского, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской Академии Образования. Принцип человекосообразности созвучен и новой Миссии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, принятой в 2015 г.: «Выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога».
Как же одновременно обучать всех одинаково, но по-разному? Для этого недостаточно предлагать задания разного уровня, вводить профили и т.д. Необходимо дать возможность каждому обучающемуся наполнять объекты окружающего мира своим смыслом и содержанием, выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Такой путь называется эвристическим (эвристика – от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю).
Реализация миссии университета требует также развития эвристических качеств личности преподавателя, способного действовать в ситуации неопределенности, когда нет заранее готовых шаблонов, создать условия для индивидуальной образовательной траектории каждого студента, способствовать выявлению, раскрытию и реализации потенциала обучающихся.
Приглашаем всех заинтересованных и неравнодушных к сотрудничеству и надеемся, что журнал станет пространством для конструктивного диалога ученых, педагогов, студентов по вопросам, связанным с актуализацией роли человека в образовании, функционированием системы высшей школы в современных условиях, распространением опыта внедрения инновационных педагогических методов и технологий в учебный процесс и др.