Урок провели представители инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области и преподаватели купаловского университета.
В основу занятия была положена технология открывающего обучения, представленная доктором педагогических наук Андреем Королем в ходе оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».
Очно-дистанционный эвристический урок объединил студентов 1 курса специальности «Правоведение» и «Международное право» юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и учащихся 11 «А» налогового класса средней школы № 13 г. Гродно. Он стал своеобразным мастер-классом для преподавателей университета и школьных учителей, который провела доцент кафедры теории и истории государства и права Марина Колоцей.
Во время урока в качестве экспертов выступили начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области Лидия Семашко и декан юридического факультета Светлана Чебуранова.
О важности и своевременности проведения просветительской работы, которая помогает сформировать налоговую культуру молодых граждан нашей страны, рассказала в начале урока Лидия Семашко.
– В ближайшем будущем многие из вас станут финансистами, экономистами, предпринимателями, юристами, директорами, а возможно, и работниками налоговых органов. А это значит, что на ваши плечи ляжет обязанность управления государством, участия в формировании его налоговой политики, – подчеркнула Лидия Михайловна. – Налоговая культура – это часть национальной культуры и важно понимать, что своевременная выплата налогов обеспечивает благосостояние и процветание страны, в которой вы живете.
В ходе урока были четко очерчены и соблюдены его ключевые этапы: целеполагание, выполнение открытых заданий, итоговая рефлексия. Основное смысловое содержание урока было сосредоточено в заданиях, которые не имели точного, одного ответа, а предполагали совместный поиск множества различных вариантов решения одного и того же вопроса.
Живой интерес у студентов и школьников вызвало задание, в котором следовало оценить благородство и действия Робин Гуда, выявить, что общего между ним и сборщиками налогов, понять, почему последние вызывали негативное отношение в обществе, а о Робин Гуде слагали баллады.
Много глубоких и оригинальных мыслей высказали студенты и школьники во время разбора стихотворения В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии», пытались понять, почему в качестве собеседника в разговоре о значении поэта в обществе Маяковский выбрал именно работника налоговых органов.Много глубоких и оригинальных мыслей высказали студенты и школьники во время разбора стихотворения В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии», пытались понять, почему в качестве собеседника в разговоре о значении поэта в обществе Маяковский выбрал именно работника налоговых органов.
Горячий отклик у ребят вызвало задание, по условиям которого необходимо было придумать слоганы, способные повлиять на общественное мнение о существующей системе налогообложения: «Заплати в молодости – получишь в старости», «Заплатил налог – многое в жизни смог», «Налог сегодня – жизнь без нужды завтра», «Хочешь изменить свое будущее – начни с уплаты налогов», «Пришел, увидел, заплатил». Разработанные в ходе выполнения задания слоганы будут использованы инспекцией Министерства по налогам и сборам по Гродненской области в просветительской работе по формированию налоговой культуры граждан.
Отличительной особенностью урока стало то, что он вышел за пределы аудитории, в которой проводился. Благодаря техническим возможностям образовательного медиакомплекса университета студенты 1 курса специальности «Международное право» имели возможность следить за его проведением и самостоятельно выполнять предлагаемые задания.
Урок налоговой грамотности вряд ли следует считать законченным. Впереди у студентов и школьников творческое домашнее задание. Свои мысли они попытаются представить в эссе на тему «Налоги – парус для корабля под названием «ГОСУДАРСТВО», а представители налоговой инспекции оценят работы, отметят наиболее яркие из них и постараются использовать мысли ребят в просветительской работе налоговой службы области.
Подводя итоги урока, Лидия Семашко обратила особое внимание на значимость налогов в жизни общества и привела слова Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, произнесенные на торжественном собрании, посвященном 70-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Дню независимости: «Еще древние римляне считали: гражданин – это, прежде всего, тот, кто платит налоги. Тот, кто содержит государство. Тот, кто часть своего труда добровольно отдает на общее дело. Налоги – это не только экономическая категория, это категория политическая и, если хотите, нравственная. Это конкретный вклад гражданина в строительство нашего общего дома – Беларуси. В ее спокойствие и безопасность, в образование, в здоровье нации, в комфорт и красоту наших городов и сел. Стремление любыми способами увернуться от этого вклада – это своего рода нравственная измена Родине. Это непорядочность по отношению к тем, кто честно живет и трудится».