В числе обладателей документов, подтверждающих успешное прохождение программы курсов, 20 преподавателей Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и 5 преподавателей Волковысского колледжа ГрГУ.
Подводя итоги работы курсов, проректор по учебной работе Геннадий Гачко отметил, что освоение и распространение преподавателями новых форм и методов организации образовательного процесса является приоритетным направлением развития купаловского университета. «Работа современного преподавателя предполагает отход от сложившихся стереотипов передачи знаний к освоению инновационных средств и способов взаимодействия со студентами, – подчеркнул Геннадий Алексеевич. – В современном мире молодому специалисту нужны широкие компетенции, эвристическая образовательная среда формирует их последовательно и целенаправленно в ходе решения творческих, нестандартных, личностно-ориентированных заданий». По его мнению, участникам курсов важно не останавливаться на достигнутом, следует находить возможности для реализации на практике креативных образовательных идей и подходов, постоянно пополнять свой научно-методический багаж.
В выступлениях участников курсов прозвучала оценка их организации, проведения и дистанционного сопровождения, внесены конкретные предложения по совершенствованию оргдеятельностного формата семинаров.
«В ходе курсов я не только разработала серию учебных продуктов, – отметила доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Елена Обухова. – За это время я провела большую внутреннюю работу, осмысливая индивидуальное и групповое погружение в проблематику эвристического обучения».
«Наиболее яркие ощущения вызвал момент, когда при подготовке открытого задания вся группа, состоящая из преподавателей различных профилей, активно и продуктивно включилась в работу, – поделился впечатлениями старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей Сергей Гостик. – Возникло краткосрочное ощущение всемогущества типа “в команде с этими людьми возможно все”».
«Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным, – дополнила коллег старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Ольга Кривицкая. – Интересным было то, что если в начале семинаров возникала некоторая растерянность от знакомства с новыми формами работы со студентами, то к концу групповой работы появлялось желание воплотить на практике свои творческие идеи».
«Работа по созданию эвристического занятия, также как и по разработке открытого задания, требует вдохновения. Это сродни созданию литературного произведения или любого другого продукта творческой деятельности, – рассказала во время обсуждения старший преподаватель кафедры английской филологии Наталья Литвин. – Чувства и ощущения просто незабываемые. Это, с одной стороны, муки самого рождения или создания продукта, с другой – восторг и удовлетворение от того, что получилось».
«По мере поступления новых, гораздо более сложных заданий, а именно, разработки эвристического занятия и эвристического интернет-занятия с использованием дистанционных технологий в образовании мне было интересно проверить свои силы и творческие способности, – высказала мнение заведующий отделением иностранного языка Волковысского колледжа Любовь Некрашевич. – В итоге я так втянулась в программу курсов, что сейчас, по их окончании, мне совершенно не хочется заканчивать свою работу в этом направлении».
«Мне кажется, что было бы плодотворнее в течение нескольких занятий целым блоком дать весь теоретический материал одновременно с групповой работой, – обратился с предложением к организаторам курсов доцент кафедры общей и социальной психологии Борис Ковалев. – Задания на самостоятельную работу выдавать только после прохождения полного цикла аудиторных занятий».
«Курсы повышения квалификации – один из этапов формирования профессиональных компетенций педагогов, – резюмировала обсуждение начальник регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи Аксана Валюк. – Впереди ответственная работа по апробации приобретенного опыта, с точки зрения эвристического обучения – создание условий для реализации студентами их личностных, творческих способностей».
В ближайшее время открытые задания и методические разработки эвристических занятий участников курсов повышения квалификации будут опубликованы в виде издания серии «Основы эвристического обучения в вузе».