Алексеенков Д., Крышалович С., студенты 3 курса специальности «История» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)
Предлагаемые видеоматериалы представляют собой кейс по теме «Педагогический менеджмент». Материалы предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Педагогика», и могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям.
Генселевич Н., Кейко Ю., Настусевич С., студенты 3 курса специальностей «История», «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)
Система онлайн обучения, которую мы предлагаем, состоит из двух частей: группы в социальной сети «ВКонтакте» и веб-сайта. Обе части взаимосвязаны, и позволяют учащимся изучать модуль «Методы обучения» в новой и более активной форме. Предложенная система онлайн обучения очень гибкая. Односторонние возможности сайта дополняет группа «В контакте», обеспечивая эффективную «обратную связь», которая так важна в дистанционном обучении. Предлагаемую систему можно использовать при разных формах обучения, в разных образовательных учреждениях, применительно к любым учебным предметам.
Книга А., студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование»
Обучение по индивидуальному учебному плану и день практико-ориентированной подготовки – это формы обучения, позволяющие студентам сочетать учёбу в вузе с практической работой. Я считаю, что данные формы обучения являются в некоторой степени схожими и весьма актуальными в современном высшем образовании. Особенно это актуально при обучении на педагогических специальностях.
Жуковская А., Константинов Ю., студенты 3 курса специальности «История» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)
Предлагаемый сайт создан для проведения «перевёрнутого занятия» по теме «Педагогические системы мыслителей прошлого: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо». Занятие называется перевёрнутым, потому что тема должна быть изучена в домашних условиях, а задания и возникшие вопросы разбираются в аудитории. При перевёрнутом занятии мы сами предоставляем готовый материал, Вам остаётся только изучить его. Для тех, кто хочет подробнее разобраться, что же такое перевёрнутый урок, на сайте есть презентация, рассказывающая об этой методике.
Курченя Е., студентка 3 курса специальности «Начальное образование»
В настоящее время насущно необходимым становится внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Заяц М., Олесюк В., Тарасевич Я., студенты 3 курса специальности «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)
Данный проект посвящён теме «Формы организации обучения и средства обучения». Через данный проект процесс изучения темы становится более простым и увлекательным. Для реализации проекта был разработан сайт, на котором размещён весь необходимый материал для самостоятельного обучения. Главным элементом проекта являются WEB-квесты, разработанные для закрепления теоретического материала. После завершения изучения темы предлагается пройти тест, доступ к которому открывается только после прохождения WEB-квестов. Благодаря данному проекту обучение по предложенной теме может проходить в индивидуальном темпе и в любое удобное для обучающегося время.
Медведева В., студентка 3 курса специальности «Информационные системы и технологии»
В статье анализируются результаты анкетирования студентов факультета экономики и управления деятельности тьютеров по высшей математике, причём как первокурсников, так и самих тьютеров, студентов старших курсов. На основе высказанных преимуществ о введении института тьютеров на факультете делается вывод о целесообразности распространения накопленного опыта.
Потоцкий К., Севко Н., Товстюк В., студенты 3 курса специальности «История» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)
Данный проект призван помочь студентам в изучении темы «Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков», а также облегчить работу педагога и разнообразить учебный процесс. Веб-квест является целостным заданием, которое рекомендуется педагогам в качестве законченного материала для управляемой самостоятельной работы студентов.
Стецкая О., студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование»
Хочу сказать, что когда поступило предложение перевестись на индивидуальный план, то у меня к самой себе было очень много вопросов. Переводиться или нет? Справлюсь или нет? После чего, я решила: переведусь! Зная, что будет сложно, я всё-таки решилась. Устроилась на работу в ДЦРР № 89 г. Гродно.
Итоговая рефлексия студентов 2 курса специальности 1-19 01 01-03 Дизайн (графический) по итогам изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Что Вы ожидали от изучения дисциплины и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты, их новизну и практическую значимость для Вас.
Ожидала, что предмет будет скучен и не нужен. Приятно удивило то, как были проведены лекционные занятия, так сказать в тесном кругу общения. Понравились практические занятия. С помощью них удалось узнать много нового о себе и своих одногруппниках. (Кудло Д.)
Изначально, от изучения этой дисциплины ничего не ждала, предполагала, что будут, как и всегда, банальные лекции, банальные практические задания, то есть опрос банально заученного материала и тому подобное. И тем более, вначале изучения этого предмета не ставила перед собой никаких целей. Результаты удивили. Узнала о себе нечто новое, точнее не новое, а то, что, может быть, не хотела замечать о себе. Очень понравились практические занятия, основанные на творческих заданиях. Я думаю, что используя подобные методы обучения (в частности, подобные практические занятия) по другим дисциплинам, реально достичь интереса к любым общеобразовательным предметам. (Мацкевич Ю.)
Я ожидала от дисциплины большего. У меня не было целей и реально достигнутых результатов тоже нет. Я не уверенна, что все достигнутые результаты буду как-то использовать в дальнейшем, но надеюсь мне это как-то поможет в жизни. (Медведева В.)
Что оказалось для Вас самым неожиданным при изучении курса «Основы психологии и педагогики»? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за всё время изучения дисциплины.
Неожиданными оказались практические занятия, где можно было смело высказать мнение и активно поучаствовать в коллективной работе, а не «тупо» заучивать лекции. (Кудло Д.)
Изучение методов убеждения вызвали наиболее яркие впечатления. Убеждение – это в своём роде манипулирование: правильные слова, правильные действия и возможно то, что решение реципиента будет таким, каким оно нужно убеждающему. Да, «манипулирование» не есть хорошо, но оно приводит к нужному результату. (Мацкевич Ю.)
Единственное, что мне понравилось, это исследовать типы темпераментов и рисовать картинки, думаю, это было самым ярким, интересным и запоминающимся. Узнавать, что-то новое о людях по их рисункам, и к тому же правдивое. (Медведева В.)
Вы познакомились с технологией эвристического обучения. Какие положения и виды деятельности, специфичные для этого вида обучения, Вам наиболее близки? Каких результатов Вам удалось при этом достичь и с помощью чего? В чём Вы обнаружили сходство и различие своих педагогических установок с теорией эвристического обучения?
В ходе работы я поняла, что мне ближе креативная деятельность. Так как это способствует созданию образовательной продукции в изучаемых областях, а также освоению базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами, с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории с опорой на личностные качества. (Кудло Д.)
Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Для этого вида обучения специфичны различные виды деятельности, лично мне наиболее близки метод ошибок и конструирования. (Медведева В.)
Что Вам более всего удалось в ходе изучения дисциплины, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Какие способы дистанционной деятельности Вы применяли? Назовите наиболее эффективные из них.
Мне больше всего удалась тема убеждение. Меня она очень заинтересовала, я старалась использовать не только во время обучения, а также в личной жизни. Но я поняла, что нужно изучать не только убеждение, а также и вербальное и невербальное общение для того, чтобы люди мне начали доверять. (Кудло Д.)
Более успешные в выполнении оказались те задания, которые требовали личного опыта, собственного понимания тех или иных ситуаций, вопросов. (Мацкевич Ю.)
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Мы применяли Интернет как способ дистанционного обучения. (Медведева В.)
В чём Вы видите собственное приращение как студента? Какие учебные, будущие профессиональные качества удалось выявить или развить во время изучения дисциплины? Благодаря чему?
Вот основные навыки которые нужны для меня: наличие образного мышления, коммуникабельность, креативность, усидчивость, трудолюбие и самое главное – терпение. Я поняла что, к сожалению, у меня не хватает навыков. Поэтому мне ещё много чему надо научиться, а также не забывать работать над собой. (Кудло Д.)
Лучше шить или конструировать, конечно же, эта дисциплина не научила. Я думаю, что приобретённые знания, помогут в будущем лучше понимать общество, клиентов, то есть что им нужно, хотят ли они выделяться при помощи одежды, если да, то как, в каком обществе, какие предпочтения и т.д. (Мацкевич Ю.)
Приращение как студента я вижу исключительно в своей специальности. Благодаря дисциплине мне удалось выявить такие профессиональные качества как внимательность, умение выслушать и понять других, окружающих меня людей. (Медведева В.)
Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время изучения дисциплины. Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? Какова была роль этих проблем в Вашем самосовершенствовании?
Я столкнулась с коммуникативными барьерами и, чтобы постараться избежать появления коммуникативных барьеров, я вынуждена научиться понимать другого, слышать, слушать. Скромное отступление от своих «прописных истин» закладывает основу для комфорта в общении. Ведь неоспоримо важно идти на небольшие компромисы. При общении, ощущая, что атмосфера становится негативной, нестабильной, старалась проявить чуть больше такта, чутко относиться к собеседнику. Нередко искажения у меня появляются из-за нежелания понимать и принимать поступающую информацию. Лучше стараться опускать темы, которые могут ранить, задеть, которые человек явно не желает обсуждать. Крайне ценно подобное при общении с малознакомыми людьми. (Кудло Д.)
Я слушала лекции, участвовала в обсуждении темы, и не могу сказать, что испытывала трудности во время изучения. Пыталась всё понять, что-то сказать, что-то сделать (практические задания), и, на мой взгляд, всё было удачно. (Мацкевич Ю.)
На занятиях работа организовывалась индивидуально и в групповом формате, а многие из заданий предполагали коммуникативную деятельность каждого студента. Что препятствовало Вашему общению при выполнении коллективного задания с: а) другими студентами; б) с преподавателем при обсуждении общего дискуссионного вопроса?
При общении в коллективе я испытывала проблемы, которые описала в предыдущем вопросе. (Кудло Д.)
Больших препятствий общению не было. Иногда не сходились мнения, на одни и те же вещи смотрели по-разному. Но это только подогревало интерес к заданию. При обсуждении общего вопроса с преподавателем, опять же, больших препятствий не было, только небольшие расхождения во мнении, но не больше. (Мацкевич Ю.)
По-моему, общению с другими студентами ничего не препятствовало. А с преподавателем при обсуждении общего дискуссионного вопроса мне препятствовало боязнь показаться глупой. (Медведева В.)
Какие и чьи суждения и аргументы Вам показались наиболее содержательны и оригинальны? С кем и с чем Вы не согласны и почему? Какие и чьи дистанционные занятия, позиции, приёмы Вам понравились более всего и почему?
Всё зависело от поставленной цели и темы, каждый высказал свою мысль, идею. И хочу заметить, что каждая из них имела права на жизнь. (Кудло Д.)
Сложно ответить на этот вопрос, так как каждое суждение можно рассмотреть с разных сторон. Так как каждому суждению предшествует личный опыт человека, а известно, что у каждого он разный. Здесь можно судить только о личных предпочтениях, возможностях, ведь для одного человека «нечто» может быть оригинальным, а для другого это же «нечто» – банальным. Здесь нужна конкретная ситуация. (Мацкевич Ю.)
Наиболее содержательны, мне показались суждения Риты, она оригинально и креативно мыслит, на мой взгляд, потому что её убеждение, которое она мне отправляла, я сочла достаточно содержательным и познавательным. (Медведева В.)
Какие общеобразовательные задачи, на Ваш взгляд, наиболее эффективно решаются с помощью открытых эвристических заданий, форм и методов эвристического обучения? Какие Вы видите проблемные стороны данных форм обучения в ВУЗе?
Проблемы в ВУЗе: проблема в том, что студенту дают на освоения очень много материала. Для того, чтобы как-то вписаться в график, преподаватели на одной интонации читают лекции (есть, конечно же, исключения), так же проводят опрос студентов на практических занятиях (то есть спрашивают то, что студент записал в тетради). Время – непозволительная роскошь. Вот и суть проблемы, ведь на изучение материала путём открытия (эвристическое обучение) у нас попросту нет времени. Девиз вузовского образования: главное количество, а не качество!!! (Мацкевич Ю.)
Общеобразовательные задачи, на мой взгляд, наиболее эффективно решаются с помощью открытых эвристических заданий, форм и методов эвристического обучения дисциплины, требующие размышлений, творческого подхода, аналитических способностей, креативности. Обучаясь на специальности дизайна, я вижу проблемные стороны: организация преподавания по шаблонам, копирование чужих давно устоявшихся работ, использование чужих идей. (Медведева В.)
Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации изучения данной дисциплины? Сформулируйте предложения по развитию данной работы: себе, своим коллегам, преподавателям.
Даже сложно вот так сразу и сказать. В принципе всё было хорошо (особенно практические занятия) (Кудло Д.)
Данная дисциплина весьма интересна, я могу сказать, что она весьма содержательна и организована. Для развития данной работы необходимо выполнять (задавать) задания, способствующие саморазвитию и совершенствованию аналитических способностей. (Медведева В.)
Рефлексия студентов 1 курса специальности 1-21 03 01 История по итогам прохождения источниковедческого веб-квеста («Вспомогательные исторические дисциплины»)
Опишите динамику Ваших чувств и настроений при прохождении первой части веб-квеста
Было немного трудно, потому что такой квест мы проходим в первый раз. Большое количество заданий, в которых востребованы только ваши мысли. В целом это очень интересный опыт, квест позволит познакомиться с интересными историческими личностями. (Зиновьева А.)
Было довольно интересно и необычно. (Остроух Ю.)
В целом ощущения хорошие. Задания не вызвали трудностей, но было важно правильно выразить свои мысли, для чего понадобились определённая сосредоточенность и серьёзность, ну и несомненно, радость в связи с новым опытом. (Детченя А.)
Задание мне понравилось, мне было интересно выполнять его, но были и трудности. Я нашла немного информации об этом человеке, только краткие факты. Это не позволило мне более обширно углубиться в это событие. (Шукайло М.)
Данные задания - что-то абсолютно новое, с чем ранее мы не работали. Было достаточно интересно выполнять задания, ну и, конечно же, во время проведения работы, не обошлось без определённых трудностей, c которыми, я надеюсь, мы все справились. (Лукашевич А.)
Мне всегда нравились подобные задания. Те задания, которые заставляют подумать и составить своё личное мнение о чём-либо. Мне понравилось это задание. Я надеюсь, что и дальнейшие задания будут такими же увлекательными и познавательными. (Кисель П.)
Ощущения чего-то необычного, чего-то нового, поэтому имелся интерес к предлагаемому виду работы. (Гайдук Н.)