От главного редактора

 

Педагогическая мастерская

 

План-конспект интернет-занятия по курсу «Материаловедение и технология материалов»

Воронцов А.С., кандидат технических наук, заведующий кафедрой материаловедения и ресурсосберегающих технологий Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Интернет-занятие ориентировано на формирование среды для организации индивидуальной познавательной и творческой деятельности учащихся, коммуникативных навыков при изучении металлов и сплавов. Форма занятия в виде интерактивного диалога направлена на формирование интереса обучающихся к развитию профессиональных знаний по специальности посредством сравнения опыта собственного исследования по теме занятия и данных, предлагаемых педагогом.

 

 

 

Из опыта внедрения инновационных форм обучения в учебный процесс в интересах образования для устойчивого развития

Джух Е.Н., старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Наиболее важной тенденцией в последние десятилетия является внедрение инновационных форм, которые влияют на все сферы общественной жизни, в том числе высшего образования. Высшее образование и научные исследования становятся глобальным фактором социального развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и глобальных приоритетов. Становится все более очевидным, что национальная система высшего образования не может развиваться вне глобальных процессов и тенденций, из мировых потребностей рынка труда.

 

 

 

Интерактивные задания как средство формирования учебно-познавательной мотивации студентов

Коляго О.В., заведующий лабораторией образовательных инноваций учебно-методического управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

В статье рассмотрены ключевые аспекты, влияющие на формирование мотивации обучающихся в ходе учебной деятельности. Обращается внимание на важность использования в практике проведения занятий интерактивных форм взаимодействия для выработки у студентов исторических специальностей устойчивого интереса к освоению новых знаний. Предложены конкретные примеры интерактивных заданий по дисциплине «Источниковедение», созданных с помощью электронного сервиса LearningApps.org.

 

 

 

Эвристическое интернет-занятие «Проектируя будущее»

Овчинникова Н.Н., магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

В статье представлена методическая разработка Интернет-занятия на примере темы «Культурные изменения и глобализация. Будущее культурной антропологии» по дисциплине «Культурная антропология» для студентов 3 курса специальности 1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций». Автором предпринимается попытка построения Интернет-занятия на основе эвристического принципа современной дидактики с целью организации творческой деятельности учащихся.

 

 

 

Теория узлов и зацеплений и методика её преподавания в Школе точных наук ГрГУ им. Янки Купалы

Просвирнина И.Б., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры Гродненского государственного университета имени Янки Купалы 

Автор этих строк предлагает свою методику обучения теории узлов в Школе точных наук при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. В школе обучаются ученики с 5-го по 9-ый класс средней школы, интересующиеся математикой. Для каждой возрастной группы школьников была разработана своя серия занятий по теории узлов, зацеплений и кос. В основу обучения положен эксперимент с объектами трехмерного пространства и интерактивный принцип достижения результатов. Примеры занятий с пятиклассниками и девятиклассниками приводятся в этой статье.

 

 

 

Технология цветовых ассоциаций в преподавании педагогических дисциплин

Прудко Т.М., доцент кафедры педагогики и социальной работы Гродненского государственного университета имени Янки Купалы 

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре сегодня столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом развития и ограничивает возможности выпускников в самореализации. Выходом из этого положения является активный поиск новых образовательных технологий и творческий подход к преподаванию педагогических дисциплин.

 

 

 

Из опыта тьюторского сопровождения учебной деятельности студентов в форме веб-форума

Сидорович З.З., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

В статье представлена технологическая карта дистанционного занятия со студентами в форме форума как эффективного инструмента учебного процесса и средства общения. Рассмотрены некоторые аспекты методики преподавания риторики при изучении речевого портрета оратора, предложены этапы работы в форуме по созданию собственного образовательного продукта и формированию коммуникативной культуры обучаемых.

 

 

 

От школы памяти – к школе мышления и действия

Ханько С.А., учитель-методист ГУО «Василишковская средняя школа» Щучинского района

Учебный процесс погружён в современных условиях в насыщенную информационную среду. Сегодня важно ориентировать ученика не просто на усвоение определённого объема знаний, а на выработку способности производить новые знания, на самостоятельную и поисковую деятельность, что обеспечит возможность применять полученные знания с наибольшей эффективностью.

 

 

 

Обучение работе с интерактивной доской в процессе подготовки преподавателей физики

Харазян О.Г., магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры лазерной физики и спектроскопии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

В статье рассмотрены основные принципы работы интерактивной доски. Описан процесс обучения студентов-педагогов работе с интерактивной доской на этапе решения задач по физике. Предложены методические приёмы использования возможностей интерактивной доски при решении качественных и количественных задач по физике. Представлены конкретные примеры условий физических задач, решение которых выполняется на интерактивной доске.

 

 

 

Сетевые проекты как инновационная форма обучения и средство формирования компетенций XXI века

Шафаревич Л.Ч., учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Ёдковская средняя школа» Лидского района

Сетевые учебные проекты всё больше находят применение в практике бело­русских педагогов. Проектный метод обучения является эффективным средст­вом формирования компетенций, необходимых успешному человеку в век инфор­мационного общества. Данные компетенции формируются и развиваются сетевыми проектами, как у педагогов, так и у обучающихся. В статье рассмот­рены основные моменты разработки сетевого проекта и возможностей его реализации. 

 

 

Студенческий взгляд

 

Точка зрения

 

Я – студент и воспитатель одновременно. Как это возможно?

Книга А., студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование»

Обучение по индивидуальному учебному плану и день практико-ориентированной подготовки – это формы обучения, позволяющие студентам сочетать учёбу в вузе с практической работой. Я считаю, что данные формы обучения являются в некоторой степени схожими и весьма актуальными в современном высшем образовании. Особенно это актуально при обучении на педагогических специальностях.

 

 

 

Практико-ориентированное обучение в понимании студента педагогической специальности

Курченя Е., студентка 3 курса специальности «Начальное образование»

В настоящее время насущно необходимым становится внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

 

 

 

Анализ мнения студентов о деятельности тьюторов по высшей математике на факультете экономики и управления

Медведева В., студентка 3 курса специальности «Информационные системы и технологии»

В статье анализируются результаты анкетирования студентов факультета экономики и управления деятельности тьютеров по высшей математике, причём как первокурсников, так и самих тьютеров, студентов старших курсов. На основе высказанных преимуществ о введении института тьютеров на факультете делается вывод о целесообразности распространения накопленного опыта.

 

 

 

Индивидуальный план – это хорошо!

Стецкая О., студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование»

Хочу сказать, что когда поступило предложение перевестись на индивидуальный план, то у меня к самой себе было очень много вопросов. Переводиться или нет? Справлюсь или нет? После чего, я решила: переведусь! Зная, что будет сложно, я всё-таки решилась. Устроилась на работу в ДЦРР № 89 г. Гродно.

 

 

Образовательные проекты

 

Видеокейс «Педагогический менеджмент»

Алексеенков Д., Крышалович С., студенты 3 курса специальности «История» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)

Предлагаемые видеоматериалы представляют собой кейс по теме «Педагогический менеджмент». Материалы предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Педагогика», и могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям.

 

 

 

Инновационное образование в ВУЗе: система онлайн обучения с использованием социальной сети «ВКонтакте»

Генселевич Н., Кейко Ю., Настусевич С., студенты 3 курса специальностей «История», «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)

Система онлайн обучения, которую мы предлагаем, состоит из двух частей: группы в социальной сети «ВКонтакте» и веб-сайта. Обе части взаимосвязаны, и позволяют учащимся изучать модуль «Методы обучения» в новой и более активной форме. Предложенная система онлайн обучения очень гибкая. Односторонние возможности сайта дополняет группа «В контакте», обеспечивая эффективную «обратную связь», которая так важна в дистанционном обучении. Предлагаемую систему можно использовать при разных формах обучения, в разных образовательных учреждениях, применительно к любым учебным предметам.

 

 

 

Проведение перевёрнутого занятия с помощью веб-сайта

Жуковская А., Константинов Ю., студенты 3 курса специальности «История» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент) 

Предлагаемый сайт создан для проведения «перевёрнутого занятия» по теме «Педагогические системы мыслителей прошлого: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо». Занятие называется перевёрнутым, потому что тема должна быть изучена в домашних условиях, а задания и возникшие вопросы разбираются в аудитории. При перевёрнутом занятии мы сами предоставляем готовый материал, Вам остаётся только изучить его. Для тех, кто хочет подробнее разобраться, что же такое перевёрнутый урок, на сайте есть презентация, рассказывающая об этой методике.

 

 

 

Виртуальный учитель

Заяц М., Олесюк В., Тарасевич Я., студенты 3 курса специальности «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент)

Данный проект посвящён теме «Формы организации обучения и средства обучения». Через данный проект процесс изучения темы становится более простым и увлекательным. Для реализации проекта был разработан сайт, на котором размещён весь необходимый материал для самостоятельного обучения. Главным элементом проекта являются WEB-квесты, разработанные для закрепления теоретического материала. После завершения изучения темы предлагается пройти тест, доступ к которому открывается только после прохождения WEB-квестов. Благодаря данному проекту обучение по предложенной теме может проходить в индивидуальном темпе и в любое удобное для обучающегося время.

 

 

 

Веб-квест «Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения»

Потоцкий К., Севко Н., Товстюк В., студенты 3 курса специальности «История» (руководитель проекта – Белокоз Е.И., кандидат педагогических наук, доцент) 

Данный проект призван помочь студентам в изучении темы «Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков», а также облегчить работу педагога и разнообразить учебный процесс. Веб-квест является целостным заданием, которое рекомендуется педагогам в качестве законченного материала для управляемой самостоятельной работы студентов.