• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

Дорогие друзья!

Вы читаете первый номер электронного научно-методического журнала Гродненского государственного университета имени Янки Купалы «Университет образовательных инноваций».

Знание всегда сопрягалось с понятиями «образование» и «изменение». Прогрессирующие накопления знаний человечества за всю его историю казалось бы, должны обеспечить реализацию целей и потребностей как человека, так и всего общества в целом. Однако накопленные объемы знаний до сих пор не привели к появлению совершенного человека и «идеально творческого общества». Выражение «новое – хорошо забытое старое» служит подтверждением того, что копилка знаний человечества не меняет творческую природу самого человека и не позволяет ему эффективно решать личностные и профессиональные цели, извлекать уроки из прошлого.

Согласно данным проекта Google Books в 2010 году, за всю историю человечества было издано 129 864 880 книг, а количество авторов составило 200-300 миллионов. Если оставить за скобками работы сугубо научной направленности, следует отметить и существующее противоречие между ростом количества книг и их содержания. В каждой книге незримо присутствуют многие мысли, тезисы, постулаты, уже озвученные ранее другими людьми. Марсель Пруст емко подметил, что «книга – это большое кладбище, где на многих плитах уже не прочесть стершихся имен».

Казалось бы, в сегодняшнем обществе знаний рост знаниевых и коммуникативных объемов должен повлиять и на рост «обученности» или, «творчества общества», способного учиться на прошлом опыте. Однако, все большее использование чужих цитат, шаблонность и монологичность поведения и общения человека свидетельствует о неизменности «творческости общества».

Не секрет, что успех человека заключен в реализации его миссии, которая заложена в нем либо создается им, в достижении его целей. Что сегодня делают учреждения образования различного уровня для того, чтобы учащиеся определили и реализовали свою миссию? Они предлагают им образование, чаще всего, одинаковое для всех, а учащийся должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне. Традиционное содержание образования рассматривается как опыт, предназначенный для передачи ученику с его последующим усвоением. Подобный передаточный характер содержания образования способствует развитию познавательных психических процессов учащегося, учит предметному содержанию, но не учит учиться, не учитывает самого ученика в обучении – его смыслы, цели, особенности. Трансляция информации работает на «склад», на подготовку «кладовщика» информации, готового «отпустить» материалы по первому требованию, но не «строителя» своего пути и успеха. Успех человека возможен тогда, когда он сполна реализует свой личностный и человеческий потенциал. Но для этого он должен его выявить и осознать.

В подобном монологичном по своей сути подходе к содержанию обучения заключается один из распространенных взглядов на человека. Его суть в том, что ученик – «чистый лист», который нужно заполнить письменами. Чем более он будет заполнен, тем выше считается результат его образованности. При этом передается не опыт, а информация в виде «готового блюда» (законы, теоремы, постулаты и др.), которая является «чужой» для обучающегося, поскольку он не участвует в приготовлении этого «блюда». Однако приобретение знаний, их глубина и широта неотделимы от усвоения способов их добывания. Какова ценность знания, полученного из готовой к «употреблению» информации?

Возможно ли научить человека мыслить нестандартно, смотреть на вещи «своими глазами», а не «чужими», если образовательный процесс свести к сообщению заранее заготовленной и отобранной «стандартной» информации в виде правил, схем, классификаций, теорем, закономерностей? Без рефлексии учениками содержания и полученных результатов своей деятельности невозможно преодолеть их отчуждённость от образования.

Но все обучающиеся, будь то школьники или студенты, разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Человек – это «семя», которое нельзя вылепить подобно глине или заполнить «чистый лист» чужими письменами – нужно создать условия для произрастания семени. Речь идет о реализации учащимся заложенного в нем потенциала, воплощении принципа человекосообразности в образовании.

Данный принцип впервые введен в теорию и практику образования Научной Школой А.В. Хуторского, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской Академии Образования. Принцип человекосообразности созвучен и новой Миссии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, принятой в 2015 г.: «Выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога».

Как же одновременно обучать всех одинаково, но по-разному? Для этого недостаточно предлагать задания разного уровня, вводить профили и т.д. Необходимо дать возможность каждому обучающемуся наполнять объекты окружающего мира своим смыслом и содержанием, выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Такой путь называется эвристическим (эвристика – от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю).

Реализация миссии университета требует также развития эвристических качеств личности преподавателя, способного действовать в ситуации неопределенности, когда нет заранее готовых шаблонов, создать условия для индивидуальной образовательной траектории каждого студента, способствовать выявлению, раскрытию и реализации потенциала обучающихся.

Приглашаем всех заинтересованных и неравнодушных к сотрудничеству и надеемся, что журнал станет пространством для конструктивного диалога ученых, педагогов, студентов по вопросам, связанным с актуализацией роли человека в образовании, функционированием системы высшей школы в современных условиях, распространением опыта внедрения инновационных педагогических методов и технологий в учебный процесс и др.

 

Главный редактор электронного научно-методического журнала
«Университет образовательных инноваций»,
ректор Белорусского государственного университета,
доктор педагогических наук
Андрей Дмитриевич Король