Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
«Основы эвристического обучения в вузе»
Семинар | Семинар | Семинар |
В ходе первого семинара «Открытое задание – основной содержательный элемент эвристического обучения» участники познакомились с методикой разработки открытых заданий, которые стимулируют творческую активность обучающихся благодаря отсутствию однозначных «правильных» ответов. Работа с открытыми заданиями позволяет сделать обучение познавательно интересным и увлекательным для обучающихся, развивает их личностную мотивацию к познанию окружающей действительности и своего места в ней. Творческая и знаниевая составляющие открытых заданий, созданных участниками во время семинара, – ключ к формированию мыслящих специалистов, готовых к поиску, открытиям, креативным решениям в профессиональной деятельности.
По итогам второго семинара «Эвристическое занятие: этапы проектирования» участники подготовили содержательную базу креативных занятий, сформулировали целевые установки педагогов и обучающихся, определили основные этапы деятельности обучающихся по созданию собственных образовательных продуктов. В методических разработках нашли отражение различные виды учебных ситуаций (информационно-поисковые, ассоциативные, рефлексивные), которые выступают в качестве основного элемента креативного занятия, когда обучающиеся поэтапно выполняют индивидуальные и коллективные задания, отвечающие потребностям их творческой самореализации.
Программа третьего семинара «Дистанционные технологии в образовании, формы организации коммуникаций студентов» сделала возможным знакомство участников с дистанционными образовательными технологиями и организацией коммуникаций студентов в сети Интернет. Продуктивная ориентация интернет-занятий расширяет традиционные коммуникации между субъектами образовательного процесса, создает коммуникативные образовательные продукты в привычной для них среде общения, формирует навыки командной работы в условиях территориальной удаленности. Современное дистанционное занятие – это осмысленный и продуктивный отрезок времени, когда обучающиеся и педагоги осваивают ранее неизвестные способы деятельности, находясь на расстоянии друг от друга.
Программа курсов повышения квалификации позволила раскрыть ключевые особенности креативного обучения:
- сущность обучения через открытие;
- типологию открытых заданий;
- этапы проектирования креативных занятий;
- возможности дистанционных технологий в образовании;
- инновационные формы организации коммуникаций со студентами.
По итогам курсов свидетельства о повышении квалификации» были вручены 20 преподавателям ГрГУ имени Янки Купалы и 5 преподавателям Волковысского колледжа ГрГУ. Усилями участников курсов разработаны 96 открытых заданий, 25 методических разработок креативных занятий и 25 разработок интернет-занятий.
Чем запомнились курсы их участникам?
В ходе курсов я не только разработала серию учебных продуктов. За это время я провела большую внутреннюю работу, осмысливая индивидуальное и групповое погружение в проблематику эвристического обучения.
Елена Обухова, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин
Наиболее яркие ощущения вызвал момент, когда при подготовке открытого задания вся группа, состоящая из преподавателей различных профилей, активно и продуктивно включилась в работу. Возникло краткосрочное ощущение всемогущества типа «в команде с этими людьми возможно все».
Сергей Гостик, старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей
Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным. Интересным было то, что если в начале семинаров возникала некоторая растерянность от знакомства с новыми формами работы со студентами, то к концу групповой работы появлялось желание воплотить на практике свои творческие идеи.
Ольга Кривицкая, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии
Работа по созданию эвристического занятия, также как и по разработке открытого задания, требует вдохновения. Это сродни созданию литературного произведения или любого другого продукта творческой деятельности. Чувства и ощущения просто незабываемые. Это, с одной стороны, муки самого рождения или создания продукта, с другой – восторг и удовлетворение от того, что получилось.
Наталья Литвин, старший преподаватель кафедры английской филологии
По мере поступления новых, гораздо более сложных заданий, а именно, разработки эвристического занятия и эвристического интернет-занятия с использованием дистанционных технологий в образовании мне было интересно проверить свои силы и творческие способности. В итоге я так втянулась в программу курсов, что сейчас, по их окончании, мне совершенно не хочется заканчивать свою работу в этом направлении.
Любовь Некрашевич, заведующий отделением иностранного языка Волковысского колледжа
Мне кажется, что было бы плодотворнее в течение нескольких занятий целым блоком дать весь теоретический материал одновременно с групповой работой. Задания на самостоятельную работу выдавать только после прохождения полного цикла аудиторных занятий.
Борис Ковалев, доцент кафедры общей и социальной психологии