Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
«Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования»
Семинар | Семинар | Семинар |
Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» проходили поэтапно (пять учебных модулей) с 11 февраля по 14 июня 2019 года.
Модераторами курсов выступили участники проекта «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства PRINTeL». Модераторы прошли обучение в Университете прикладных наук Грац Joanneum Gesellschaft (Австрия), Университете Порту (Португалия), Левенском католическом университете (Бельгия), Линчепингском университете (Швеция), Университете Барселоны (Испания) в ноябре – декабре 2018 года.
- Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации (модератор – Наталья Валько, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общей физики).
- Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе (модератор – Светлана Гончар, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков).
- Активное обучение в перевёрнутой аудитории (модераторы – Дарья Шпак, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования; Константин Смотрицкий, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики).
- Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения (модератор – Андрей Проневич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем).
- Смешанное/гибридное обучение (модератор – Ирина Корлюкова, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой современных технологий довузовского образования).
Программа курсов реализовывалась в двух группах: на русском и английском языках.
Проведение курсов позволило апробировать новый механизм повышения профессионального мастерства преподавателей, когда программа повышения квалификации интегрируется в систему непрерывного образования, становится его основным рабочим элементом и в конечном итоге способствует постоянному обновлению преподавателями своих инновационных компетенций.
Программа курсов была нацелена на освоение преподавателями университета, колледжей, учителями школ новых способов планирования, проведения и оценки учебных занятий на основе инновационных образовательных технологий, в первую очередь технологии активного обучения.
В процессе изучения пяти образовательных модулей слушатели курсов освоили образовательные технологии, необходимые для создания персональных траекторий обучения студентов, научились работать с ресурсами цифровой образовательной среды университета, приобрели опыт погружения в среду совместного поиска образовательных идей и решений, усовершенствовали коммуникативные компетенции в области англоязычного профессионального общения.
В работе курсов приняли участие 38 слушателей, из них ГрГУ имени Янки Купалы представляли 35 человек, Гуманитарный колледж – 2 человека, Гродненскую городскую гимназию – 1 человек.
Слушателями курсов стали преподаватели 12 факультетов, 26 кафедр университета. Повышение квалификации прошли 2 декана (Марина Карпицкая, декан факультета экономики и управления, Александр Воронцов, декан факультета инновационных технологий машиностроения).
В ходе занятий слушатели изучили, проанализировали и оценили возможности 5 технологий активного обучения (обучение посредством мобильных приложений, игрофикация, обучение в перевёрнутой аудитории, обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения, смешанное/гибридное обучение), апробировали в ходе групповой работы 1 образовательный метод (ABC-метод), изучили 12 онлайн ресурсов (Qrcoder, Canva, Badge Builder, Socrative, PechaKucha, Playposit, Explain Everything, Padlet, Mentimeter, Prezi, Trello, 4portfolio), разместили на образовательной платформе 112 ответов на 13 заданий.
Для системы непрерывного повышения педагогического мастерства преподавателей в области инновационного образования создана интернет-платформа «Университет образовательных инноваций». В ходе курсов прошла ее апробация. Обучающая среда платформы ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между модераторами курсов и слушателями на протяжении всего периода обучения. Платформа позволяет создавать курсы, наполняя их разнообразным содержимым: это могут быть тексты, презентации, видеоматериалы, а также модули для совместной работы над образовательными проектами, форумы для проведения дискуссий, имеется возможность для отправки слушателями выполненных заданий, их оценивания и комментирования модераторами.
Во время курсов были проведены вводные (постановочные) лекции, обсуждения, тренинги, деловые игры, были организованы демонстрации результатов индивидуальной и групповой работы.
Особенностью курсов стало то, что слушатели применяли на практике полученные знания и делились с коллегами результатами учебной деятельности.