Символ образования.
Экзерсис в виде диалога двух лиц перед началом сессии.
- Свои рассуждения начнем с утверждения, что самая существенная черта символа заключается в том, что его значение понятно тому, кому символ предъявлен. Написанное на бумаге слово “образование” несомненно представляет собой символ. Но по условию заданной нам задачи этого недостаточно. Для сущности, определяемой словом “образование”, нам необходимо предложить иконический знак. А это не просто. Ведь в разных сферах деятельности слово “образование” может обозначать разные сущности.
- Что тогда делать и как всем угодить?
- А зачем всем? Давайте угодим тем, кто использует это слово чаще других. То есть тем, кто учится, и тем, кто учит. Ограничим поле рассуждений только этой сферой.
В устах широко понимаемых учащихся и учителей термин “образование” обычно употребляется в двух значениях. Образованием называется протяженный во времени процесс обучения и воспитания, а также результат этого процесса, то есть уровень полученного образования. Второй смысл востребован, когда мы говорим “человек с высшим образованием”.
- Но для высшего образования есть иконический символ. Это четырехугольная шапочка выпускника средневекового университета. Дизайнеры нарисовали для клипартов (наборов готовых картинок) массу иконок с шапочкой и дипломом, свернутым в свиток.
- Именно. Четыре угла магистерского бирета означали зачет его обладателем четырех предметов высшего светского образования - арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В Средних веках и в раннее Новое время музыкой называли умозрительную науку о гармонизации звуков. Биреты у разных университетов были разные. Сегодня распространено изображение шапочки с плоской четырехугольной крышей. Но на средневековых изображениях такие биреты встречаются редко. Бирет носился ежедневно, и должен был быть удобней и теплей, чем современная торжественная шапка выпускника вуза. Поэтому форма его была разнообразной. Важно, что в шапке ученого человека было всегда четыре выдающихся угла, а в шапке глупца - два, причем, вытянутых в длину. Вспомним форму шутовского колпака. Кстати, шутовской колпак чаще можно было увидеть в школе, нежели при монаршем дворе. Вытянутые в длину углы обозначали ослиные уши - символ глупости. Такую шапку торжественно нахлобучивали на самого твердоголового ученика. Умным надевали лавровые венки.
- С высшим образованием понятно. Его символ бирет. А что со средним?
- Ну, с биретом не все так просто. Право ношения бирета не было автоматическим следствием окончания изучения четырех наук на факультете свободных искусств. По окончании полного курса бирет магистра покупался у корпорации университетских профессоров вместе с дипломом на право его ношения. Во всяком случае такую практику культивировал Парижский университет. Акт вручения бирета сопровождался торжественным застольем за счет кандидата в магистры. К слову, банкет был финансово по силам совсем не многим кандидатам. В дипломе магистра профессора указывали, что данный конкретный выпускник овладел полнотой знания, и поэтому в силу дарованных им Апостольской столицей и Королевской властью привилегий они предоставляют ему право преподавать везде.
А что касается среднего образования, то его символом был лиценциатский треугольный бирет. По окончании гимназии или низшего курса факультета свободных искусств выпускник получал диплом об изучении тривиума, то есть грамматики, логики и риторики, служивший лицензией для поступления выше.
- Если были свободные искусства, то были и не свободные?
- Свободными искусствами назывались те, что не связаны с ручным трудом и непосредственно не служили в пользу телесности. Высшее образование потому и считалось высшим, что не было никак связано с практикой, а только с теорией. Студенты и преподаватели относились к духовному сословию. Поэтому, кстати, традиция носить биреты, как часть повседневной служебной одежды, сохранилась у священников Католической церкви. Например, гродненских ксендзов можно иногда видеть видеть в специфических черных шапочках с высокими ребрами - четырьмя или тремя - в зависимости от того, защитил ли ее обладатель магистратуру или только окончил лиценциат.
- Хорошо, разобрались с биретами, символизирующими полученный уровень образования. А что с процессом? Какой иконографический знак символизирует “образование как процесс”?
- Если вести речь об иконографических знаках, то грамотным было бы свои рассуждения начать, оттолкнувшись от опубликованного на рубеже 16-17 веков труда Цезаре Рипы “Иконология”. Но здесь также все непросто. Дело в том, что слово “образование” в качестве термина стало употребляться значительно позже этого времени. О нем заговорили только в связи осознанием необходимости создания государственной системы образования. До этого говорилось только о “формации” и только в контексте “формации духовенства”.
- То есть остальные могли ходить бесформенными ?
- Тогда говорили не “бесформенные”, а “темные”. В свое время король Стефан Баторий столкнулся с нежеланием литовских вельмож приложить государственные печати к учредительному акту Виленской академии, ибо это якобы нарушило бы их вековые вольности. Тогда король так сформулировал свой вопрос: “Что это у вас за вековые вольности такие: в темноте ходить, языкам не учиться, истин веры христианской не узнавать?”
- Это понятно. В темноте никаких форм не видно.
- Вот именно. Между тем, понятие “форма” является ключом для понимания сути термина “образование” . У Цезаре Рипы нет аллегорического изображения “образования”. Зато есть аллегория “Академии”. Академия представлена в образе зрелой женщины в золотой короне, облаченной в переливающиеся всеми цветами одеяния, сидящей под сенью древ в прохладе атриума на троне, украшенном листьями плюща, кедра и дуба. В одной руке Академия держит венок из лавра, плюща и мирта, и нитку с двумя плодами граната. У ног ее книги и павиан. В другой руке - большой напильник, обвитый лентой с девизом “Detrahit Atque Polit”, что означает “Сдирает и полирует”.
- Это что же? Символ “образования” - напильник?
- Выходит, что так. Хотя Алексей Толстой для придания полену человеческих форм вручил папе Карло рубанок
. Важнее другое. Во-первых, без усилий формы не образуются. Ибо латинский глагол “studeo” (откуда студент) означает не “учиться”, а “стараться, прилагать усилия”. Во-вторых, учеба - это часто больно. Ибо ржавчина невежества вызывает гордыню всезнания и закреплена толстым клеевым слоем телесной лени. Отдирается с болью обиды на слова “дебил, болван, дурак, лентяй etc.” В-третьих, символическим напильником или рубанком над учащимся всегда трудится другой человек - учитель. И без него - обдирающего ржавчину невежества и полирующего бриллиант разума - никак не обойтись.