• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, дацэнт

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Наши модераторы постоянно находились под «обстрелом», ощущали и психологическое, и профессиональное давление со стороны коллег. Большое им спасибо за смелость, ответственный и творческий подход к делу.

    Павел Галузо, доцент

  • Модераторы «заразили» нас желанием работать в ином, нетрадиционном русле, сделали возможным изучение активных методов обучения не только на русском, но и на английском языке.

    Александр Воронцов, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

Аннотация семинара     Программа семинара     Видео     Фоторепортаж     Рефлексия 

 

ФРАГМЕНТЫ РЕФЛЕКСИЙ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА

 

Сегодня я провела занятие с эвристическим заданием. Занятие прошло живо, интересно, быстро, весело, в деловом формате, и никто не устал: ни студенты, ни преподаватель. Оправдались слова: «Учение с увлечением».
(Власюк Надежда Ивановна, заведующий кафедрой романо-германской филологии, ГрГУ имени Янки Купалы)

Удивило то, что есть еще дисциплины, в преподавании которых еще не имеет места использование эвристического подхода. Массу позитивных ощущений вызвала работа в группе. Многие коллеги раскрылись в процессе работы с новой стороны.
(Гончар Светлана Викторовна, заведующий кафедрой иностранных языков, ГрГУ имени Янки Купалы)

Самое неожиданное – всеобщая заинтересованность в результате.
(Калпинская Наталья Станиславовна, заместитель директора по учебно-методической работе, Лидского колледжа УО «ГрГУ имени Янки Купалы»)

Сама групповая работа, бесспорно, вызвала очень яркие ощущения – яркие люди, яркие идеи, яркие глаза. И яркие вспышки в моей голове.
(Овчинникова Нелли Николаевна, старший преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации, ГрГУ имени Янки Купалы)

Самым неожиданным для меня оказалось то, что меня это действительно заинтересовало.
(Орлов Артём Анатольевич , учитель английского языка средней школы №2 г. Гродно)

Что было? Продуктивная работа в рамках семинара. Позитивный эмоциональный фон. Равнодушных не осталось, работа увлекла, было интересно. Считаю, что СО-бытие состоялось.
(Михайлова Наталья Сергеевна, заместитель декана педагогического факультета, ГрГУ имени Янки Купалы)

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Школа эвристического диалога в образовании

 

ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ: 
КАК ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО»

 

В рамках курса в апреле-мае 2017 года прошли три семинара.

Тема первого – «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание».

В ходе первого семинара участники овладели методикой составления открытых заданий, которые являются важнейшим компонентом содержания эвристического обучения, «открыты» для любого ученика, так как не имеют однозначных «правильных» ответов. В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ.

Ожидаемым продуктом второго семинара «Как разработать и провести занятие эвристического типа» стало создание каждым участником плана-конспекта эвристического занятия по своему предмету. Эвристическое обучение – обучение через открытие. Согласно методологии эвристического обучения учащийся на первом этапе познания изучает фундаментальный образовательный объект – область реальности. Результатом подобной деятельности является созданный учеником первичный (субъективный) образовательный продукт. Затем, на втором этапе эвристической деятельности, субъективный продукт сопоставляется с культурно-историческим аналогом. На третьем в диалоге «своего» с «чужим» образовательный продукт ученика выстраивается до обобщенного образовательного продукта, который включает в себя личностную и социокультурную составляющие. В сравнении «своего» с «чужим» ученик познает себя самого. Вселение ученика во внешний мир есть его путь к себе. В эвристическом обучении познание учеником объектов внешнего мира есть открытие самого себя.

Третий семинар «Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие» помог участникам освоить технологию разработки интернет-занятий, ориентированных на самореализацию ученика, ответить на вопрос, как осуществить синтез образовательных и информационных технологий. Человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе – предоставить учащемуся возможность самореализации, которая невозможна без «зеркала» – получения «сигнала» от других о том, каков его образовательный продукт. Если смыслы и цели образования – «вырастить», а не «дать», то информатизация – средство для демонстрации и сравнения образовательных проектов учеников, сопоставления «своего» с «чужим». Средство для самореализации ученика. Тогда техника и человек имеют общий путь.

По итогам оргдеятельностного курса участники получили методические рекомендации по разработке открытых заданий, очных и дистанционных занятий эвристического типа по предмету, собственные практические разработки в соответствии с тематикой семинара для их применения на занятиях, а также опыт разработки методических комплексов и живое общение с педагогами, коллегами-единомышленниками.

Автор и ведущий семинаров: Король А.Д., доктор педагогических наук.

Аннотация семинара     Программа семинара     Видео     Фоторепортаж     Рефлексия

 

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Школа эвристического диалога в образовании

 

ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ: КАК ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО»

СЕМИНАР №2. «КАК РАЗРАБОТАТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ТИПА»

 

Семинар «Как разработать и провести занятие эвристического типа» состоялся в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы

 

Это вторая встреча в рамках очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». Участниками мероприятия стали преподаватели и магистранты университета, педагоги колледжей, школ, гимназий и лицеев. Оргдеятельностый характер семинара предполагал создание каждым участником плана-конспекта занятия эвристического типа по учебному предмету, ориентированного на творческую самореализацию обучающегося и развитие эвристических качеств его личности.

Автор и ведущий семинара, доктор педагогических наук, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы подвел итоги предыдущего семинара «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание?» и отметил, что семинар удался, так как каждый участник создал собственный образовательный продукт, и привел примеры рефлексий некоторых участников семинара.

В своем выступлении Андрей Дмитриевич представил типы эвристических занятий и методику их разработки, акцентировал внимание аудитории на значимости целеполагания учащегося, эвристической образовательной ситуации и ее этапах, диагностике образовательных результатов и их оценке.

Продолжилось мероприятие мастер-классом директора лицея №1 г. Гродно Игоря Маслова, во время которого он поделился опытом использования в своей педагогической практике технологии эвристического обучения.

Далее участниками семинара велась работа в группах по разработке занятий эвристического типа на основе открытых заданий, подготовленных в рамках первого семинара очно-дистанционного оргдеятельностного курса. В завершение модераторы групп выступили с оценкой результативности работы групп и демонстрацией фрагментов разработанных эвристических занятий.

Теперь участникам предстоит дистанционный этап работы, во время которого они внесут коррективы в свои разработки, подготовят окончательный вариант плана-конспекта занятия эвристического типа по учебному предмету, проведут рефлексивное осмысление и определят основные результаты семинара. 

Аннотация семинара     Программа семинара     Видео     Фоторепортаж     Рефлексия

 

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Школа эвристического диалога в образовании

 

ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ:
КАК ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО»

СЕМИНАР №1. «МОЖНО ЛИ ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО? КАК РАЗРАБОТАТЬ ОТКРЫТОЕ (ЭВРИСТИЧЕСКОЕ) ЗАДАНИЕ»

 

Дата и время проведения: 12 апреля 2017 года, 11.40 – 16.25.
Место проведения: ул. Ожешко, 22; ауд. 218 (образовательный медиакомплекс).

 

Автор и ведущий семинара: Король А.Д., доктор педагогических наук, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

 

АННОТАЦИЯ СЕМИНАРА

Для того чтобы обучающиеся были способны к личностным открытиям, образовательная среда, в которой они работают, должна быть открытой. Благодаря этому каждый обучающийся имеет возможность создавать свой образовательный продукт, свой результат, отличный от результатов другого ученика. Открытость среды соседствует с возможностью для ученика совершить личностное для него открытие. В создании учеником своего продукта и есть для него открытие, наполнение мира своим смыслом.
Открытое (эвристическое) задание – важнейший компонент содержания эвристического обучения – «открыто» для любого ученика, т.е. не имеет однозначных «правильных» ответов. В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не предполагаемый «правильный» ответ.
Открытое задание, наполненное личностно-значимым для обучающегося смыслом, обладает высоким мотивационным потенциалом для его выполнения, способствует более глубокому усвоению изучаемого предмета.

 

Технология реализации программы курса:
Оргдеятельностная технология основана на организации эвристической (обучение через открытия), диалоговой, продуктивной деятельности каждого участника семинара, исходя из поставленных им целей. Подобная деятельность приводит к созданию участником собственных образовательных продуктов как внешних (методические разработки уроков, комплект заданий, коммуникации), так и внутренних, включая развитие его коммуникативных, эвристических качеств личности, обеспечивает самореализацию, а потому мотивацию к профессиональной деятельности (А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии Образования).

  

Ведущий семинара:
Король А.Д., доктор педагогических наук, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, автор системы эвристического обучения на основе диалога.

 

Участники семинара:
- преподаватели учреждений высшего и среднего специального образования;
- учителя учреждений общего среднего образования;
- магистранты.

 

Цели семинара:
- развитие эвристических компетенций педагога по созданию открытых заданий по предмету;
- создание каждым участником семинара собственных открытых заданий по учебному предмету (когнитивных, креативных, оргдеятельностных);
- разработка предметных и общепредметных критериев оценивания открытых заданий.

 

Ожидаемые результаты:
- комплект заданий открытого типа по учебному предмету (когнитивных, креативных, организационно-деятельностных), ориентированных на творческую самореализацию обучающегося и развитие эвристических качеств его личности.

 

Отзывы:
«Использование открытых заданий – это оригинальный способ обучения. Открытые задания развивают креативность мышления, формируют студента как личность. Они не определяют жесткие рамки, а позволяют, проявив творчество, раскрыть себя».

(Коньков Никита, студент ГрГУ им. Я. Купалы)

 

«Благодаря открытому заданию я узнала о себе много нового. Здорово! Я расту как специалист, я двигаюсь к новым вершинам!».

(Коблова Наталья, студентка ГрГУ им. Я. Купалы)

Аннотация семинара     Программа семинара     Видео     Фоторепортаж     Рефлексия

 

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Школа эвристического диалога в образовании

 

ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ: КАК ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО»

СЕМИНАР №1. «МОЖНО ЛИ ОБУЧАТЬ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО? КАК РАЗРАБОТАТЬ ОТКРЫТОЕ (ЭВРИСТИЧЕСКОЕ) ЗАДАНИЕ»

 

Семинар «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание?» состоялся в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы

 

Семинар «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание?» был организован в рамках очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Мероприятие объединило более 80 участников. Среди них преподаватели университета и колледжей, педагоги школ, гимназий и лицеев, магистранты университета, а также докторанты из Казахстана, которые в настоящее время проходят стажировку в ГрГУ имени Янки Купалы. 

Открывая семинар, доктор педагогических наук, ректор ГрГУ имени Янки Купалы Андрей Король отметил, что эвристическое обучение – это обучение через открытие, которое может быть как внешним, расширяющим границы пределов человека, так и внутренним, углубляющимся в самого человека.

Андрей Дмитриевич обратил внимание на значение инноваций в современном образовании, о соотношении «своего» и «чужого» в процессе обучения, монологичности и диалогичности в образовании. Также обозначил особенности эвристического задания, которое «открыто» для любого ученика и не имеет однозначных «правильных» ответов.
– В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ, – подчеркнул Андрей Король. После чего раскрыл основные этапы разработки эвристического задания.

Андрей Дмитриевич отметил, что на первом этапе происходит отбор объектов, которыми могут выступать фундаментальные и частные понятия, события. На втором – определяется основной вид деятельности, на третьем – форма образовательного продукта, который будет создан учащимися при выполнении эвристического задания. Четвертый этап предполагает определение эвристических методов, с помощью которых можно будет выполнить предложенное задание. На пятом проходит его формулировка, на шестом – «шлифовка». На завершающем седьмом этапе преподаватель дает название заданию. Дополнительно вырабатываются критерии оценки выполненного задания.

Продолжился семинар работой участников в шести группах: между собой были объединены преподаватели и учителя географии, истории и права, отдельно – математики и экономики, русской и белорусской филологии, преподающие иностранные языки, естественные науки. Участникам предложили создать собственный образовательный продукт и затем представить его, обменяться мнениями, сравнить с образовательными продуктами других.

Разработанные открытые задания будут применяться преподавателями в ходе учебного процесса и на их основе в рамках второго семинара, который состоится 27 апреля, будут подготовлены методические разработки эвристического занятия.

В тему:
Очно-дистанционный оргдеятельностный курс «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» направлен на развитие профессионально-педагогических компетентностей и эвристических качеств личности педагога, который может подготовить учащихся, способных ставить перед собой цели, действовать в нестандартных ситуациях.