• Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.

    Святлана Ляскевіч, загадчык кафедры

  • Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.

    Марина Карпицкая, декан

  • Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.

    Марьяна Сокол, студентка

  • В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.

    Алексей Артемков, студент

  • Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.

    Анастасия Жилюк, студентка

  • Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.

    Ольга Захаревич, учащаяся

  • У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.

    Маргарита Шкута, студентка

  • Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.

    Татьяна Зданович, учащаяся

  • Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.

    Марина Шерко, студентка

  • Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!

    Алина Козарез, студентка

  • Современный преподаватель – супергерой нашего времени.

    Ирина Станейко, студентка

  • Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.

    Светлана Зайкова, доцент

  • Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.

    Ольга Кривицкая, старший преподаватель

  • Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.

    Дарья Мышко, студентка

  • Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».

    Борис Ковалев, доцент

  • Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.

    Диана Семенюк, студентка

  • Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!

    Любовь Некрашевич, преподаватель

  • Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».

    Оксана Боярчук, старший преподаватель

Uncategorised

 

Модераторы курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

«Университет образовательных инноваций: проектный подход в образовательной деятельности» 

 

Елена Разова

доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности, кандидат философских наук, доцент

 

 

Наталья Валько

доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности, кандидат философских наук, доцент

 

 

 

Анатолий Богдевич 

начальник учебного отдела учебно-методического управления УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат филологических наук, доцент

 

 

Олег Коляго

заведующий лабораторией образовательных инноваций

 

Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

«Университет образовательных инноваций: проектный подход в образовательной деятельности»

 courses_4

 

Программа

Семинар

Модераторы

Семинар

Расписание

Семинар

Рефлексия

 

В течение трех месяцев с 23 сентября по 20 декабря 2019 года слушатели курсов «Университет образовательных инноваций: проектный подход в образовательной деятельности» познакомились с принципами, инструментами и технологиями проектной деятельности, научились инициировать, планировать и исполнять проекты, применять проектный подход при проведении учебных занятий и организации научно-исследовательской работы студентов.

Обучение проходило в двух учебных группах на русском и английском языках. Повысили квалификацию 27 слушателей (25 преподавателей университета и 2 преподавателя Гуманитарного колледжа):

  • преподаватели – 2 чел.;
  • старшие преподаватели – 11 чел.;
  • доценты – 7 чел.;
  • деканы – 1 чел.;
  • заместители деканов – 1 чел.;
  • заведующие кафедрами – 2 чел.;
  • заведующие лабораториями – 1 чел.

Слушатели курсов представляли 12 факультетов и 23 кафедры ГрГУ имени Янки Купалы.

В рамках первого учебного модуля «Проектный подход в преподавании учебных дисциплин» слушатели курсов узнали о методах генерации и обоснования проектных идей, требованиях к проектированию результатов проекта, инструментах и методах управления проектом, а также приемах их эффективной презентации.

Второй учебный модуль «Проектирование и проведение учебных игровых занятий» был составлен, исходя из интереса преподавателей к использованию игровых технологий в учебной деятельности. Слушатели курсов познакомились с игровыми образовательными решениями, в ходе тренинга и деловой игры освоили методику разработки и проведения занятий в игровой форме.

Третий учебный модуль «Разработка учебных проектов студентов на основе Mind-map технологии» был посвящен технологии Mind-map как средству организации, упорядочения и восприятия информации. Вниманию слушателей представили авторскую методику организации проектной деятельности студентов на основе Mind-map технологии, а также электронные ресурсы, позволяющие создавать собственные интеллект-карты.

В качестве модераторов курсов выступили преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы. Это доцент кафедры экономики и управления на предприятии Елена Разова, доцент кафедры общей физики Наталья Валько, начальник учебного отдела УМУ Анатолий Богдевич, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго.

Особенностью курсов стала их оргдеятельностная направленность, которая предполагала поэтапное выполнение практических заданий и активную профессиональную коммуникацию.

 

 

Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

«Университет образовательных инноваций: основы эвристичесого обучения в учреждении высшего образования» (на английском языке)

 courses_3

 

Программа

Семинар

Модераторы

Семинар

Расписание

Семинар

Рефлексия

 

Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: основы эвристического обучения в учреждениях высшего образования» (на английском языке) проходили с 21 марта по 19 апреля 2019 года.

В ходе курсов преподаватели 7 факультетов Купаловского университета познакомились с основами образовательной эвристики, ее содержанием, спецификой и значимостью для творческого саморазвития студентов. Кроме того, расширили языковые компетенции за счет активной групповой работы и создания образовательных продуктов на английском языке.

Модераторами курсов выступили кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы, представитель Школы человекосообразного образования Елена Бэкман и преподаватель Технологического колледжа ГрГУ имени Янки Купалы, участница очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», лауреат XII республиканского конкурса «Компьютер. Интернет. Образование» Екатерина Пчельник.

На занятиях использовалась оргдеятельностная технология обучения, которая позволила создать совместные образовательные продукты (открытые задания, методические разработки учебных занятий) и проанализировать их сильные и слабые стороны в ходе вебинаров и дистанционных консультаций на образовательной платформе «Университет образовательных инноваций».

В первый день курсов Елена Бэкман рассказала слушателям о системе эвристического обучения, охарактеризовала основные этапы разработки открытых заданий, привела конкретные примеры из личной практики. Во второй части занятий была организована групповая работа слушателей. Под руководством Екатерины Пчельник слушатели разработали несколько вариантов открытых заданий для студентов гуманитарных и технических специальностей. Завершил первый этап обучения итоговый вебинар, на котором слушатели представили результаты групповой работы и получили от модераторов рекомендации по улучшению содержания разработанных открытых заданий.

Во время второго этапа курсов слушатели познакомились с особенностями проектирования и проведения эвристических занятий, создали собственные творческие продукты, поделились имеющимся опытом. В вводной лекции Елена Бэкман изложила в развернутом виде методологию эвристического занятия. Отдельно была представлена  технология разработки и проведения эвристического занятия-диалога, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Андрей Король.

В группе, объединившей преподавателей гуманитарных дисциплин, было разработано эвристическое занятие «Travel to Israel» («Путешествие в Израиль»), преподаватели естественнонаучных дисциплин предложили на суд коллег занятие «Iron laws of the past and the present» («Железные законы прошлого и настоящего»).

На третьем этапе курсов модераторы предложили тему «Дистанционные технологии в образовании. Формы организации коммуникации студентов». Во вступительном докладе Елена Бэкман представила ключевые аспекты организации и проведения учебных занятий в виртуальной среде. Слушатели курсов познакомились с теоретическими основами использования телекоммуникаций в образовательном процессе, узнали о методике разработки учебных интернет-занятий, получили представление об авторской концепции применения эвристического диалога в процессе формирования телекоммуникативных компетенций учащихся доктора педагогических наук, профессора Андрея Короля. В выступлении Екатерины Пчельник были приведены конкретные примеры использования социальных сетей в учебном процессе.

Во время групповой работы слушатели курсов разработали первоначальные варианты интернет-занятий, а на итоговом вебинаре поделились результатами работы с коллегами, получили рекомендации модераторов по улучшению содержания методических разработок и исправлению допущенных ошибок.

Как отметили слушатели курсов, используемый формат работы позволил сформировать не только теоретические представления о сущности эвристического обучения, но и помог активизировать практические и языковые навыки, чему способствовали специально подобранные модераторами примеры из образовательной практики, совместные творческие разработки и активные коммуникации на английском языке.

 

 

Модераторы курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

«Университет образовательных инноваций: основы эвристического обучения в учреждениях высшего образования»

(на английском языке)

 

Елена Бэкман

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы

 

  

Екатерина Пчельник

преподаватель Технологического колледжа ГрГУ имени Янки Купалы

 

 

 

 

Модераторы курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

«Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

«Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования»

 courses_2

 

Программа

Семинар

Модераторы

Семинар

Расписание

Семинар

Рефлексия

 

Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» проходили поэтапно (пять учебных модулей) с 11 февраля по 14 июня 2019 года.

Модераторами курсов выступили участники проекта «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства PRINTeL». Модераторы прошли обучение в Университете прикладных наук Грац Joanneum Gesellschaft (Австрия), Университете Порту (Португалия), Левенском католическом университете (Бельгия), Линчепингском университете (Швеция), Университете Барселоны (Испания) в ноябре – декабре 2018 года.

  • Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации (модератор – Наталья Валько, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общей физики).
  • Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе (модератор – Светлана Гончар, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков).
  • Активное обучение в перевёрнутой аудитории (модераторы – Дарья Шпак, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования; Константин Смотрицкий, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики).
  • Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения (модератор – Андрей Проневич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем).
  • Смешанное/гибридное обучение (модератор – Ирина Корлюкова, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой современных технологий довузовского образования).

Программа курсов реализовывалась в двух группах: на русском и английском языках.

Проведение курсов позволило апробировать новый механизм повышения профессионального мастерства преподавателей, когда программа повышения квалификации интегрируется в систему непрерывного образования, становится его основным рабочим элементом и в конечном итоге способствует постоянному обновлению преподавателями своих инновационных компетенций.

Программа курсов была нацелена на освоение преподавателями университета, колледжей, учителями школ новых способов планирования, проведения и оценки учебных занятий на основе инновационных образовательных технологий, в первую очередь технологии активного обучения.

В процессе изучения пяти образовательных модулей слушатели курсов освоили образовательные технологии, необходимые для создания персональных траекторий обучения студентов, научились работать с ресурсами цифровой образовательной среды университета, приобрели опыт погружения в среду совместного поиска образовательных идей и решений, усовершенствовали коммуникативные компетенции в области англоязычного профессионального общения.

В работе курсов приняли участие 38 слушателей, из них ГрГУ имени Янки Купалы представляли 35 человек, Гуманитарный колледж – 2 человека, Гродненскую городскую гимназию – 1 человек.

Слушателями курсов стали преподаватели 12 факультетов, 26 кафедр университета. Повышение квалификации прошли 2 декана (Марина Карпицкая, декан факультета экономики и управления, Александр Воронцов, декан факультета инновационных технологий машиностроения).

В ходе занятий слушатели изучили, проанализировали и оценили возможности 5 технологий активного обучения (обучение посредством мобильных приложений, игрофикация, обучение в перевёрнутой аудитории, обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения, смешанное/гибридное обучение), апробировали в ходе групповой работы 1 образовательный метод (ABC-метод), изучили 12 онлайн ресурсов (Qrcoder, Canva, Badge Builder, Socrative, PechaKucha, Playposit, Explain Everything, Padlet, Mentimeter, Prezi, Trello, 4portfolio), разместили на образовательной платформе 112 ответов на 13 заданий.

Для системы непрерывного повышения педагогического мастерства преподавателей в области инновационного образования создана интернет-платформа «Университет образовательных инноваций». В ходе курсов прошла ее апробация. Обучающая среда платформы ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между модераторами курсов и слушателями на протяжении всего периода обучения. Платформа позволяет создавать курсы, наполняя их разнообразным содержимым: это могут быть тексты, презентации, видеоматериалы, а также модули для совместной работы над образовательными проектами, форумы для проведения дискуссий, имеется возможность для отправки слушателями выполненных заданий, их оценивания и комментирования модераторами.

Во время курсов были проведены вводные (постановочные) лекции, обсуждения, тренинги, деловые игры, были организованы демонстрации результатов индивидуальной и групповой работы.

Особенностью курсов стало то, что слушатели применяли на практике полученные знания и делились с коллегами результатами учебной деятельности.

 

 

unitele

Очередным этапом в реализации проекта Erasmus+ «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» (UniTeLE) стала встреча в турецком Университете Невшехир.

За время пребывания в Университете Невшехир делегация белорусских учреждений высшего образования посетила Школу английского языка, университетскую библиотеку, спортивный комплекс, конную ферму, городскую среднюю школу, центр детского творчества. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы представили менеджер проекта, заведующий сектором международной проектной деятельности Алеся Белко и эксперт проекта, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго.

В течение нескольких дней представители ГрГУ имени Янки Купалы и трех других белорусских университетов знакомились с особенностями функционирования системы образования Турции, программами подготовки по педагогическим специальностям в турецких университетах, принципами организации системы менеджмента качества в масштабах страны в целом и на уровне Университета Невшехир. Также была затронута тема трансформации образовательного процесса в условиях пандемии COVID-19. Турецкие коллеги рассказали о работе Центра дистанционного обучения в Университете Невшехир. Его возможности были использованы для создания инфраструктуры дистанционного обучения, проведения тренингов для преподавателей, технической поддержки онлайн-занятий. Представителям белорусских университетов были продемонстрированы возможности турецкой национальной образовательной телевизионной сети EBA TV, которая с марта 2020 года транслирует образовательный контент для школьников и студентов. Свои методы онлайн-обучения представили коллегам из Беларуси преподаватели факультета спортивных наук и технологий.

 

№ 1, 2022

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

business_game

Опыт использования деловой игры в преподавании истории биологической химии для студентов специальности 1-31 01 02 Биохимия

Губич Оксана Игоревна, Приступа Кристина Владимировна

В статье рассматривается одна из возможностей использования компетентностного подхода, предлагается игровой метод изучения истории биологической химииПодробнее...

 
 
wolfram_cloud

О создании на базе Wolfram Cloud обучающего модуля по теме «Графический метод решения задач математического программирования» в составе учебно-лабораторного комплекса по дисциплине «Исследование операций в экономике»

Цехан Ольга Борисовна, Мотевич Анна Марьяновна

В статье выявлены и проанализированы различные способы решения задач математического программирования графическим методом, в том числе с помощью Wolfram Cloud. Подробнее...

 
 

online_plattformenИспользование онлайн-платформ в обучении иностранным языкам

Власюк Надежда Ивановна

В статье рассматривается важность использования таких интернет-платформ как Zoom и Microsoft Teams для обучения иностранным языкам в современных условиях. Подробнее...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

risk.png

Рисковое дело

Чукичева Надежда Павловна

Представлена методическая разработка коммуникативного практического занятия на тему опасных профессий для студентов-иностранцев с уровнем владения языком А2-В1. Подробнее...

№ 2, 2021

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

digital_textbook

Когнитивно-креативный потенциал цифровых средств обучения как количественная характеристика и интегральный показатель их свойств

Протасеня Светлана Ивановна, Таран Регина Ивановна

В статье рассматривается когнитивно-креативный потенциал цифровых средств обученияПодробнее...

active_learning

О некоторых методах активного обучения

Шпак Дарья Сергеевна, Богдевич Анатолий Иосифович, Щербинин Сергей Николаевич

В статье рассматриваются инновационные методики активного обучения. Подробнее...

active_lecture

Использование методов активного обучения на лекционных занятиях в учреждении высшего образования

Обухова Елена Николаевна

В статье проанализированы возможности использования методов активного обучения на лекционных занятиях в учреждениях высшего образования. Подробнее...

procrastination

Практико-ориентированные задания для управляемой самостоятельной работы – инструмент профессионального и личностного развития студентов

Гижук Татьяна Васильевна

В статье анализируются возможности профессионального и личностного развития студентов факультета психологии путем выдачи им практико-ориентированных заданий для управляемой самостоятельной работы. Подробнее...

 
 
algebra

Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики и информатики

Трифонова Ирина Владимировна

В статье представлен материал из личного опыта проведения самостоятельной работы студентов. Подробнее...


 

case_study

Применение кейс-технологии в процессе обучения студентов педагогического факультета

Салтыкова-Волкович Марина Владимировна

В статье рассмотрен процесс применения кейс-технологии при обучении студентов педагогического факультета. Подробнее...

mind_map_2

Применение технологии семантического картирования при обучении рецептивным видам речевой деятельности (из опыта филологического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы)

Прокопчук Елена Александровна, Новогран Юлия Викторовна

Статья посвящена одной из эффективных технологий обучения иностранным языкам – семантическому картированию. Подробнее...

 

№ 1, 2021

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

digital_literacy

Цифровая грамотность как основа эффективности современного высшего образования

Рычкова Людмила Васильевна 

В статье кратко рассмотрена трактовка понятия «цифровая грамотность», представленная в научной литературе, а также в документах специализированных подразделений ООН и иных международных организаций. Подробнее...

 

digital_literacy

О новом подходе к подготовке и использованию динамической визуализации цифрового учебного материала по теории функций комплексного переменного

Ровба Евгений Алексеевич, Худенко Владимир Николаевич, Ишанов Сергей Александрович, Сетько Елена Александровна

Излагается алгоритм и особенности построения динамических анимационных роликов для использования в процессе преподавания теории функций комплексного аргумента. Подробнее...


 

 
 
digital_literacy

Цифровой учебно-методический комплекс как компонент образовательной среды университета

Воропаев Виктор Викторович

Статья посвящена вопросу определения дефиниции «цифровой учебно-методический комплекс». Подробнее...

digital_literacy

Переход к ЦУМК: возможности использования облачных технологий

Бэкман Елена Викторовна

В статье дается краткое описание отличий ЦУМК от ЭУМК. Автор описывает примеры использования облачных сервисов GSuite для создания подобных комплексов. Подробнее...

digital_literacy

Электронные образовательные ресурсы и подготовка специалистов в сфере туризма и гостеприимства: формы и возможности

Чувак Светлана Викторовна

Цель работы – проанализировать доступные электронные образовательные ресурсы (EER) и массовые открытые онлайн-курсы (МООК), содержащие профессиональные обучающие программы для специалистов в сфере туризма и гостеприимства. Подробнее...

digital_literacy

Купаловские проекты: опыт организации сетевой проектной деятельности

Макарова Нина Петровна

В статье делается акцент на необходимости формирования у студентов ключевых компетенций XXI века и осуществления сетевой проектной деятельности как инструмента формирования этих компетенций. Подробнее...

digital_literacy

Облачные технологии как инновационное средство интеграции цифрового содержания в учебные курсы обучения математике учащихся колледжа

Котина Анна Генриковна

Инновационным подходом является использование в образовании облачных технологий, позволяющих организовать образовательный процесс с использованием ресурсов и средств с ориентацией на учащихся, а не на учителей. Подробнее...

 
digital_literacy

Повышение качества обучения студентов на основе проектной деятельности

Колоцей Марина Яцековна, Богдевич Анатолий Иосифович, Шпак Дарья Сергеевна, Разова Елена Леонидовна, Обелевский Алексей Аркадьевич, Коляго Олег Владимирович

В статье отражены теоретические и практические аспекты проектной деятельности, которая позволяет повысить качество обучения современных студентов. Подробнее...