Я адчуваю, што ўсе мы – адна дружная ўніверсітэцкая сям’я! Разам лягчэй рэалізоўваць творчыя ідэі, шукаць штосьці новае, а потым з радасцю ісці да студэнтаў, разам з імі ажыццяўляць місію нашага ўніверсітэта.
Святлана Ляскевіч, загадчык кафедры
Мы много экспериментировали, пробовали, изучали. Очень часто доказывали самим себе применимость новых технологий обучения в работе со студентами.
Марина Карпицкая, декан
Современный преподаватель – это «вектор», показывающий куда двигаться.
Марьяна Сокол, студентка
В среде постоянно меняющихся трендов преподаватель не должен меркнуть, ему нужно постоянно обновляться и совершенствоваться.
Алексей Артемков, студент
Современный преподаватель не диктует строгие правила, а лишь мягко направляет своих учеников, позволяя им открывать новое самостоятельно.
Анастасия Жилюк, студентка
Для хорошего педагога учение – это часть жизни, важная и увлекательная.
Ольга Захаревич, учащаяся
У современного преподавателя нет жестких рамок в выполнении своей работы, и я поняла, что самым лучшим для меня будет считаться тот, кто учит мыслить.
Маргарита Шкута, студентка
Настоящий преподаватель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится сам.
Татьяна Зданович, учащаяся
Современный преподаватель – это человек, за которым хочется идти, кому доверяешь, кто всегда имеет цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил.
Марина Шерко, студентка
Будьте храбрыми, уникальными, разными, учитесь по мере продвижения к цели и сияйте по-своему!
Алина Козарез, студентка
Современный преподаватель – супергерой нашего времени.
Ирина Станейко, студентка
Современный преподаватель постоянно открыт и любознателен, он не стоит на месте, не занят охраной только своего вчерашнего знания, даже если оно уже длительный срок признается академически правильным.
Светлана Зайкова, доцент
Совершенно не ожидала, что формат курсов повышения квалификации может быть комфортным, творческим, неутомительным и приятным.
Ольга Кривицкая, старший преподаватель
Сюда мы приходим с радостью, понимая, что нас ждет увлекательное занятие.
Дарья Мышко, студентка
Сформировалось внутригрупповое единство, возникло ощущение «мы».
Борис Ковалев, доцент
Спасибо за то, что на каждой из лабораторных пытались «выбросить» нас из гнезда.
Диана Семенюк, студентка
Ощущение эмоционального подъема. Увлекательная игра для ума! Хочется работать и дальше в таком духе и творить, творить, творить!
Любовь Некрашевич, преподаватель
Я все время представляла себя на месте своих студентов. Вопрос был один – «Заинтересуются ли они?». И ответ очевиден – «Да!».
О роли искусственного интеллекта в жизни педагога и студента, проектировании учебных курсов с использованием нейросетей и ИИ-помощниках рассказала доцент кафедры перевода и профессиональной коммуникации Воронежского государственного университета Жанна Петросян.
Жанна Петросян, реализовавшая себя в качестве преподавателя, методолога, разработчика программ повышения квалификации педагогов, автора открытых онлайн-курсов, организатора международной интернет-конференции «Преподаватель XXI века. Трансформация», представила развернутый анализ влияния искусственного интеллекта на современное образовательное пространство. В своем выступлении она отметила, что с помощью искусственного интеллекта педагоги могут успешно обрабатывать большие массивы данных, изучать языки, вести проектную и научную деятельность, разрабатывать творческие задания и материалы к контрольным мероприятиям.
– В ситуации общения с искусственным интеллектом педагог имеет дело с невероятно умным, мегазнающим, активно реагирующим, но буквальным собеседником, который готов поделиться любой информацией, но не всегда понимает скрытый контекст запроса, – подчеркнула Жанна Петросян, обращаясь к коллегам из Купаловского университета. – Отсюда вытекает первостепенная задача – научиться формулировать мысли или просьбы так, чтобы получить максимально точный ответ. Этот навык полезен всем: и педагогам, и тем, кого они учат.
Модератор занятия поделилась многочисленными примерами использования искусственного интеллекта в практической работе педагога: как работать с текстовыми материалами, как генерировать аудио, видео и презентации, как конструировать увлекательные занятия и занимательные игры, как создавать ИИ-собеседников. По мнению Жанны Петросян, все виды взаимодействия с искусственным интеллектом оправданы, если в своей основе направлены на решение ключевой образовательной задачи – массовой персонализации обучения.
Практическая часть занятия была организована в мобильном приложении Telegram. Преподаватели Купаловского университета учились формулировать запросы, корректировали неоднозначные или расплывчатые инструкции для различных систем искусственного интеллекта. Жанна Петросян умело организовала удаленную работу коллег, подробно и обстоятельно ответила на их вопросы.
«Открытое обучение» и очередной тур конкурса профессионального мастерства «Педагог-инноватор Купаловского университета» пройдут 14 мая 2025 года.
Приглашаем в аудиторию 334 главного корпуса университета на мастер-класс доцента кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания Анны Крофто на тему «Удивить, заинтересовать, увлечь: как в Купаловском университете знакомят с профессией педагога». Начало в 15:05.
В ГрГУ имени Янки Купалы в рамках проекта «Открытое обучение» прошло занятие в формате видеосвязи. В роли удаленного модератора выступил старший преподаватель кафедры управления и экономики высшей школы РИВШ Дмитрий Оськин, который поделился опытом использования образовательной аналитики в практической работе преподавателя высшей школы.
В ходе занятия Дмитрий Оськин познакомил преподавателей Купаловского университета с основными понятиями образовательной аналитики, сфокусировал внимание на целевых установках ведущих субъектов сбора данных, к числу которых относятся преподаватели, исследователи и административный персонал.
По мнению модератора, «сама по себе образовательная аналитика не является волшебной таблеткой. Но она предоставляет шанс для перехода к персонализированному обучению не только на основе экспертных установок и уровня эмпатии преподавателя, но и с помощью автоматизированных сведений и рекомендаций».
Дмитрий Оськин уделил значительное внимание результатам собственного исследования, которое подтвердило эффективность применения аналитических методов для оценки уровня изменений знаний студентов на основе замеров входного и выходного тестирования.
Живым примером использования данных в практических целях стала демонстрация итогов анализа активности студентов на курсе, которая помогла осуществить отбор кандидатов для прохождения стажировки в IT-компании. Дмитрий Оськин раскрыл возможности платформы Tableau Public по визуализации поведенческих привычек студентов.
В ходе обсуждения затронутых модератором вопросов участники занятия высказали мнения о перспективах использования образовательной аналитики и препятствиях, сдерживающих ее активное распространение.
17 апреля 2025 года в рамках «Открытого обучения» состоится встреча с доцентом кафедры перевода и профессиональной коммуникации Воронежского государственного университета Жанной Петросян. Тема для обсуждения «Искусственный интеллект и педагог: счастливы вместе?». Онлайн-мероприятие пройдет в аудитории 334 главного корпуса университета. Начало в 15:05.
На одном дыхании, динамично, эффектно и с пользой! В творческой атмосфере прошел четвертый тур конкурса «Педагог-инноватор Купаловского университета».
Именно в таком ключе провела мастер-класс профессор кафедры музыкального искусства Инесса Двужильная. В центре внимания – принципы учебной адаптации иностранных студентов. Конкурсант представила опыт проведения занятий преподавателями кафедры музыкального искусства с учетом культурных особенностей студентов, их языковых навыков, коммуникативных практик. В работе с иностранными студентами важное место отводится творческим мероприятиям, направленным на расширение межкультурного диалога.
Инесса Двужильная отметила, что в общении со студентами придерживается трех главных правил: «Во-первых, видеть в каждом личность; во-вторых, учитывать запросы молодых людей, в-третьих, постоянно демонстрировать надлежащий уровень преподавательской культуры».
Конкурсант рассказала о формах и приемах работы со студентами из Китая, которые содействуют их личностному и академическому росту. Было подчеркнуто, что подготовка магистерской диссертации – особый этап обучения, что китайских студентов следует ориентировать на четкое и последовательное изложение собственных мыслей, активно вводить музыковедческую терминологию, которая встречается на всех занятиях профильного типа, уделять пристальное внимание практическим аспектам исследуемой темы.
В ходе мастер-класса Инесса Двужильная представила пособие «Методика и техника научного исследования», в котором отразила авторское видение подготовки магистерской диссертации. Благодаря пособию, написанному одновременно на русском и английском языках, иностранные студенты получают пошаговый алгоритм работы над научным исследованием, начиная от понимания сути целей и задач научной деятельности до практических рекомендаций по оформлению диссертации.
В мастер-классе приняли участие студенты из Китая, которые представили результаты научных изысканий, а также выступили с музыкальными номерами.
Очередное мероприятие проекта «Открытое обучение» запланировано на 3 апреля. Об использовании образовательной аналитики в практической работе педагога расскажет старший преподаватель кафедры управления и экономики высшей школы РИВШ (г. Минск) Дмитрий Оськин. Подключение по видеосвязи в аудитории 334 главного корпуса университета. Начало в 15:05.
В конкурсном испытании «Педагогическая мастерская» приняла участие заведующий учебно-методическим кабинетом педагогического факультета, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы Лариса Ольшевская, которая представила экспертной группе и участникам проекта «Открытое обучение» результаты применения игровых технологий в обучении студентов педагогических специальностей.
Во время выступления конкурсант ответила на ключевые вопросы: «Как сделать обучение увлекательным и качественным?», «На что нацелены игровые технологии в образовании?», «Как спланировать и провести занятие в игровой форме?». Отдельно были рассмотрены игровые технологии, которые Лариса Ольшевская отнесла к категории проверенных и эффективных. Среди игровых технологий были рассмотрены технологии, направленные на запоминание, понимание и использование терминов; ролевые и деловые игры; кейс-метод; образовательные квесты.
По мнению конкурсанта, игровые технологии вносят разнообразие в организацию учебного процесса, а сами игры при умелом использовании способны перерасти в обучение, в творчество, в выработку у студентов необходимых профессиональных навыков. В качестве подтверждения конкурсант привела многочисленные примеры из личной практики, продемонстрировала, каким образом игровые методики побуждают и стимулируют студентов к учебной деятельности.
В заключительной части мастер-класса Лариса Ольшевская предложила коллегам принять участие в ролевой игре «Педагогический детектив», направленной на решение нестандартных педагогических ситуаций с использованием инновационных методов обучения. Командная работа завершилась презентацией сути сложившихся ситуаций, причин их возникновения, предложенных методов решения и ожидаемых результатов. По итогам игры конкурсант, участники мастер-класса и эксперты поделились мнениями о возможностях, границах и условиях применения игровых технологий в реальных образовательных условиях.
В четверг 27 марта в аудитории 220 главного корпуса университета пройдет четвертый тур конкурса «Педагог-инноватор Купаловского университета». Начало мероприятия в 15:05. С темой «Методика и техника научного исследования: из опыта работы над магистерской диссертацией с иностранными студентами» выступит профессор кафедры музыкального искусства Инесса Двужильная.
Во втором туре конкурса «Педагог-инноватор Купаловского университета» перед участниками «Открытого обучения» выступил директор Научной библиотеки ГрГУ имени Янки Купалы Николай Гринько.
Конкурсант представил информационный потенциал библиотеки, рассказал, как библиотека и участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом.
По мнению Николая Гринько, ключевым звеном между библиотекой и студентами является преподаватель. Его активность, заинтересованность и постоянные контакты с сотрудниками библиотеки положительно влияют на общий результат: формируется и поддерживается информационная грамотность студентов, определяются их читательские запросы и предпочтения, прирастает опыт самостоятельной научной работы.
Конкурсант подчеркнул, что библиотека способна не только предлагать информационно-поисковые услуги, но и собственными силами организовывать содержательные учебно-методические и воспитательные мероприятия. В качестве примера были приведены квест «Купалаў след у Alma-mater» и акция «Библионочь». Благодаря совместным усилиям библиотеки и нескольких факультетов успешно функционирует летняя школа «Пад светлым іменем Купалы».
В ходе дискуссии по результатам выступления конкурсанта были затронуты вопросы проведения практических занятий по информационной грамотности студентов в рамках факультативных курсов «Университетоведение» и «ГрГУ имени Янки Купалы: миссия, история, структура», предложены варианты знакомства преподавателей и студентов с новинками литературы. Особый интерес вызвал обмен мнениями о способах организации учебного процесса в Купаловском университете и Гродненском государственном медицинском университете. Об обеспеченности учебными материалами студентов-медиков рассказала начальник учебно-методического отдела ГрГМУ Елена Дежиц.
Конкурс «Педагог-инноватор Купаловского университета» продолжится 20 марта. Опытом использования игровых технологий в работе со студентами педагогических специальностей поделится заведующий учебно-методическим кабинетом педагогического факультета Лариса Ольшевская. Конкурсное испытание пройдет в аудитории 220 главного корпуса университета. Начало в 15:05.
Рамазанов Виталий Михайлович, Себровская Галина Петровна, Яничкин Валентин Викторович, Бейтюк Юрий Ростиславович
В статье представлена технология инженерного прототипирования, использование которой в учебном процессе обеспечивает приобретение комплексных навыков проектирования, разработки, синтеза и сервисного обслуживания будущими инженерами. Подробнее...
В статье рассматривается важнейшая часть программы практических занятий по русскому языку как иностранному (РКИ), способствующая восприятию языка как средства познания национальной культуры и описывается, как с помощью ИКТ можно ввести региональный компонент и проверить сформированность у студентов навыков разных видов речевой деятельности. Подробнее...
Селюжицкая Татьяна Владимировна, Попуцевич Юлия Валерьевна, Тимошкова Вероника Романовна
В статье рассмотрены преимущества использования сервисов по созданию облаков тегов и интернет-сервисов по созданию интерактивных заданий, как наиболее эффективных разновидностей облачных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Подробнее...
Лявшук Владимир Евгеньевич, Петров Сергей Валерьевич
В современных условиях технологические изменения ставят под угрозу роль педагога. Однако ретроспективный анализ перемен педагогической реальности, начиная от эпистемологии Платона, показывает, что виртуальные помощники всего лишь расширяют его возможности. Подробнее...
Автор статьи анализирует опыт преподавания дисциплины «Логические основы интеллектуальных систем» для студентов 3 курса специальности «Искусственный интеллект». Подробнее...
В статье представлен опыт разработки опросника на выявление барьеров межкультурного взаимодействия и взаимопонимания белорусских и туркменских студентов. Подробнее...
Представлена методическая разработка практического занятия по теме «Инвестиционный климат» для студентов 3 курса специальности «Финансы и кредит». Подробнее...
Представлена методическая разработка практического занятия по теме «Инструменты маркетинговых коммуникаций» для студентов 1 курса специальностей «Экономика и управление» и «Информационные системы и технологии».Подробнее...
Представлена методическая разработка практического занятия по теме «Индивид как важнейший субъект информационного общества и электронной экономики» для студентов 1 курса специальностей «Электронная экономика» и «Мировая экономика».Подробнее...
Распрацаваны ў межах міжнароднага марафону «Купалаўскія праекты – 2024» адукацыйны вэб-квэст прызначаны для замацавання ведаў студэнтаў 3 курса педагагічнага факультэта пра галоўныя члены сказа, выкананне імі самастойнай работы па тэме «Галоўныя члены сказа», а таксама можа выкарыстоўвацца настаўнікамі ў рабоце з алімпіяднымі групамі вучняў старэйшых класаў. Подробнее...
Веб-квест «Билет на Фестиваль педагогических классов» предназначен для обобщения и систематизации знаний учащихся классов педагогической направленности по программе факультатива «Введение в педагогическую профессию», а также может использоваться для закрепления знаний студентов по дисциплине «Педагогика» и при организации и проведении профориентационной работы на педагогическом факультете. Подробнее...
В материале отражены мнения студентов специальности «Правоведение» об участии в работе студенческого научного кружка при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики и разработке видеоролика антикоррупционной направленности. Подробнее...
Для меня уходящий 2024 год стал не просто счастливым, а суперсчастливым! Я стала студенткой нашего университета – Купаловского университета! Подробнее...
Прадстаўлены часопіс «STUDэйшыя» – перыядычнае выданне, накіраванае на арганізацыю карпаратыўнага ўзаемадзеяння і развіцце карпаратыўнай культуры на факультэце гісторыі, камунікацыі і турызму ГрДУ імя Янкі Купалы. Подробнее...
В статье рассматривается лекция-визуализация, которая помогает студентам воспринимать информацию и визуально, и аудиально, и кинестетически, а также с помощью логических рассуждений. Подробнее...
Рамазанов Виталий Михайлович, Яничкин Валентин Викторович, Себровская Галина Петровна, Бейтюк Юрий Ростиславович
В статье описывается применение проектного формата для проведения лабораторных и практических занятий по дисциплинам специальности и специализации при подготовке студентов инженерных специальностей на базе разработанного авторами специализированного программно-аппаратного комплекса. Подробнее...
В статье рассматривается практическая работа студентов филологического факультета с переводными текстами на этапе постредактирования по дисциплине "Переводческая деятельность и компьютерное обеспечение". Подробнее...
В статье описываются особенности реализации методов гражданско-патриотического воспитания в рамках учебных дисциплин технологического характера. Подробнее...
Веб-квест "Успех обучения" позволяет организовать обучение студентов, получающих высшее образование по специальности "Педагогика", в нетрадиционной форме. Участие в квесте расширяет и закрепляет знания студентов о системе главных понятий теории обучения, их назначении и роли в современных условиях, стимулирует познавательную активность студентов, формирует навыки работы с современными ИКТ в процессе учебной деятельности. Подробнее...
Моисеева Ирина Анатольевна, Третьяков Григорий Михайлович
Веб-квест "Следствие вели..." - это интерактивный тренажер, который позволят закрепить навыки организации расследования, выдвижения и проверки следственных версий, сбора и оценки доказательственной информации для установления в действиях лица состава преступления. Подробнее...
Образовательный веб-квест "Операция Ы или как научить плавать" создан и внедрен в образовательный процесс студентов специальностей "Физическая культура" и "Спортивно-педагогическая деятельность". Цель веб-квеста – систематизировать, расширить и проконтролировать знания, необходимые для обучения спортивным способам плавания, стартам и поворотам. Подробнее...
Представлена методическая разработка практического занятия с использованием активных методов обучения для студентов специальности "Педиатрия" Гродненского государственного медицинского университета. Подробнее...
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
В ходе изучения дисциплины «Этика и эстетика» под руководством доцента кафедры философии, кандидата философских наук Александры Михайловны Дубравиной студентами 2 курса факультета искусств и дизайна реализован проект «СтопМат!».
С помощью художественных средств выражено отношение студентов к проблеме распространения нецензурной брани в современном обществе и пути ее разрешения. Подробнее...
С помощью музыкальных средств выражено отношение студентов к проблеме распространения нецензурной брани в современном обществе и пути ее разрешения. Подробнее...
Не зря говорят, что студенческие годы – лучшие! Я не верила этому суждению до того момента, пока не поступила в университет и не прожила это сама. Подробнее...
Университет сегодня – это пространство для развития, университет помог мне реализовать самые заветные мечты и открыть в себе новые способности. Подробнее...
Представлен междисциплинарный проект "Игровое моделирование как средство обучения специальной лексике на английском языке будущих дизайнеров". Разработанный учебный модуль позволит студентам специальности "Дизайн" развивать профессионально значимые компетенции иноязычного общения в интерактивной форме. Подробнее...
В статье описываются особенности реализации практико-ориентированного подхода посредством проектной технологии в обучении будущих инженеров-технологов общественного питания. Подробнее...
Зданович Елена Францевна, Омелько Сергей Владимирович
В статье рассматриваются особенности работы с историческими понятиями в контексте выполнения заданий многопрофильной олимпиады по истории Беларуси. Подробнее...
В статье рассматривается проблема формирования межкультурной компетентности студентов средствами учебных дисциплин психологического профиля. Подробнее...
Представлена методическая разработка практического занятия по теме «Максим Богданович» для иностранных слушателей с уровнем владения языком А2 – В1. Подробнее...
Распрацаваны адукацыйны вэб-квэст прызначаны для замацавання ведаў студэнтаў 4 курса педагагічнага факультэта пра складаназалежныя сказы з некалькімі даданымі, выкананне КСР па тэме «Складаназалежны сказ з некалькімі даданымі», а таксама можа выкарыстоўвацца настаўнікамі ў рабоце з алімпіяднымі групамі вучняў старэйшых класаў. Падрабязней...
Разработанный образовательный веб-квест будет способствовать расширению и закреплению знаний обучающихся о системе главных органов Организации Объединенных Наций, их назначении и роли в современных международных отношениях; позволит стимулировать познавательную активность обучающихся; сформирует навыки работы с современными ИКТ в процессе учебной деятельности студентов юридического факультета специальности «Международное право». Подробнее...
Образовательный веб-квест «Я – писатель мистический» создан с целью проверки и закрепления знаний по теме «Творчество Михаила Булгакова», выполнение УСР по теме студентами филологического факультета по учебной дисциплине «История русской литературы». Подробнее...
Основополагающим естественным правом у человека является право на жизнь. Исходя из этого, возникают вопросы: «Всегда ли война является действительным нарушением естественного права?» и «Бывают ли справедливые войны по своей природе?». Подробнее...
Представлен проект молодежного онлайн-журнала «Форум», который в доступной форме знакомит с творческими и профессиональными достижениями сотрудников и студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Подробнее...
Проведено исследование особенностей организации дополнительного образования взрослых. Представлен опыт организации обучающего курса «Азбука личных финансов». Подробнее...
Статья посвящена актуальной проблеме цифровизации образования. Рассмотрены изменения подходов, методов и форм обучения уголовно-правовым дисциплинам на примере цифрового учебно-методического комплекса «Уголовный процесс» для студентов специальности 1-24 01 01 «Международное право». Подробнее...
Представлена методическая разработка мероприятия «Хакатон. Дизайн / Стоп-моушен 2023» как эффективной формы интенсификации обучения. Подробнее...
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Эссе и исследования студентов 1 курса специальностей "Правоведение" и "Международное право" являются результатом участия в молодежном творческом конкурсе "Помнить. Чтить. Не допустить", который приурочен к Году мира и созидания и 80-летию с начала освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Организатором конкурса выступила Генеральная прокуратура Республики Беларусь, соорганизаторами – Министерство образования Республики Беларусь и Белорусский республиканский союз молодежи. Работы студентов подготовлены на конкурс в рамках управляемой самостоятельной работы по дисциплине "История государства и права Беларуси".
Эссе участника молодежного творческого конкурса "Помнить. Чтить. Не допустить". Подробнее...
Рефлексия студентов 3 курса специальности "Правоведение" затрагивает деятельность студенческого научного кружка (далее – СНК) при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета ГрГУ им. Я. Купалы. СНК создан с целью организации научно-исследовательской и информационно-аналитической работы студентов, формирования мотивации к научно-исследовательской работе, привития навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.
Представлен проект учебно-игрового квеста, который направлен на развитие интереса молодежной аудитории к истории и культуре Гродно за счет обращения к проблематике профессиональной и городской идентичности. Подробнее...
Модераторы Юлия Викторовна Мармыш, преподаватель кафедры английской филологии, магистр педагогических наук; Ирина Казимировна Клочко, старший преподаватель кафедры английской филологии, магистр филологических наук
16.02.2023 Активные формы проведения практических занятий (ауд. 218а, модератор Анастасия Вадимовна Зезюлевич, доцент кафедры журналистики, кандидат филологических наук) - материалы мастер-класса
02.03.2023 Возможности Образовательного портала для проведения учебных занятий и контроля успеваемости студентов (ауд. 220, модератор Олег Владимирович Коляго, заведующий лабораторией образовательных инноваций) - материалы обучающего семинара
16.03.2023 Персонифицированное обучение с использованием ЦУМК (ауд. 218а, модератор Виктор Викторович Воропаев, доцент кафедры логистики и методов управления, кандидат технических наук) - материалы обучающего семинара
06.04.2023 Технология микрообучения (ауд. 218а, модераторы Юлия Викторовна Мармыш, преподаватель кафедры английской филологии, магистр педагогических наук; Ирина Казимировна Клочко, старший преподаватель кафедры английской филологии, магистр филологических наук) - материалы мастер-класса
20.04.2023 Использование сервисов Google при проведении учебных занятий (ауд. 220, модератор Илона Генриховна Неделевская, старший преподаватель кафедры социологии и специальных социологических дисциплин, магистр социологических наук) - материалы обучающего семинара
11.05.2023 О роли Математики в воспитании Человека (ауд. 218а, модератор Иван Платонович Мартынов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры) - материалы открытой лекции
26.05.2023 Преподаватель и студент: позитивный опыт учебного взаимодействия (ауд. 218а, модератор Антонина Сергеевна Семак, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии) - материалы семинара-тренинга
Белых Юрий Эдуардович, Колоцей Марина Яцековна, Шпак Дарья Сергеевна, Коляго Олег Владимирович
Статья посвящена вопросам совершенствования образовательного процесса на основе развивающихся цифровых технологий в целях формирования конкурентоспособного специалиста. Подробнее...
В статье представлены результаты обобщения педагогического опыта при организации исследований в студенческом научном кружке факультета экономики и управления «Инновационные проблемы экономики и менеджмента».Подробнее...
В статье описаны методические особенности преподавания одной из основных тем линейного программирования «Симплекс-метод» для студентов экономических специальностей.Подробнее...
В статье раскрыта роль психологии как науки и практики в процессе самопознания и саморазвития личности студентов непсихологического профиля.Подробнее...
В статье представлен опыт подготовки абитуриентов к централизованному тестированию по русскому языку в условиях информатизации образования.Подробнее...
В статье излагаются особенности использования в учебном процессе программного обеспечения Iiko при подготовке специалистов общественного питания. Подробнее...
Представлен проект настольной театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста, разработанный студентами первого курса специальности «Дошкольное образование». Подробнее...
Проект направлен на повышение уровня исторических знаний молодежи, воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, сохранение исторической памяти в современном обществе. Подробнее...
Проект направлен на формирование у молодого поколения журналистов представления о приобретаемой профессии путем активного погружения в профессиональную среду общения. Подробнее...
Модераторы курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
«Университет образовательных инноваций: проектный метод итоговой аттестации»
Дарья Шпак
начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования учебно-методического управления УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат физико-математических наук, доцент
Галина Юхневич
заведующий кафедрой экологии, кандидат биологических наук, доцент
Олег Коляго
заведующий лабораторией образовательных инноваций
Елена Разова
доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности, кандидат философских наук, доцент
Ли Чон Ку
заведующий кафедрой международного бизнеса и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент
Игорь Маслов
здиректор ГУО «Лицей № 1 г. Гродно», магистр педагогических наук
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы реализована образовательная программа повышения квалификации преподавателей «Университет образовательных инноваций: проектный метод итоговой аттестации». Занятия проходили с 29 января по 6 марта 2020 года.
Новая образовательная программа отразила стремление ГрГУ имени Янки Купалы расширять и совершенствовать практико-ориентированный подход при проведении итоговой аттестации студентов. В университете накоплен значительный опыт в этом направлении. Начиная с 2015 года, на 67 специальностях государственный экзамен проводится по проектному методу: на первом этапе – в форме компьютерного тестирования, на втором – выполняются проектные задания. Расширяется практика защиты междисциплинарных дипломных проектов.
В рамках курсов была сформирована учебная группа, состоящая из 15 человек. В ее состав вошли преподаватели 10 факультетов, 13 кафедр.
В программе курсов – пять образовательных модулей, каждый из которых затрагивал различные аспекты технологии проектной деятельности на этапе итоговой аттестации выпускников.
В ходе изучения первого учебного модуля («Проектный метод как инструмент итоговой аттестации») слушатели курсов узнали об особенностях проектного обучения в учреждении высшего образования, получили представление о методике организации государственных экзаменов с использованием проектного подхода в ГрГУ имени Янки Купалы.
Второй учебный модуль («Компьютерное тестирование в формате итоговой аттестации») реализован в режиме электронного обучения. Вниманию слушателей были предложены общие подходы и требования к организации компьютерного тестирования и методика разработки тестовых заданий в системе Moodle.
Третий учебный модуль («Междисциплинарные проекты как форма итоговой аттестации») был посвящен технологии разработки междисциплинарных проектов. Слушатели курсов научились оформлять заявки на проекты, формулировать междисциплинарные задания, планировать координационные мероприятия, готовить календарный график работ, разрабатывать перечень компетенций студентов.
В четвертом учебном модуле («Кейс-метод и его применение в ходе итоговой аттестации») слушатели познакомились с особенностями использования кейс-метода. На занятиях были рассмотрены такие вопросы, как выбор кейса, стратегии использования кейс-метода, подготовка студенческой аудитории к презентации решения кейса, план применения кейса в ходе итоговой аттестации.
Заключительный модуль («Эвристические задания для оценки креативных качеств выпускников») составлен с целью погружения слушателей в технологию эвристического обучения. Основное внимание было уделено этапам проектирования открытых эвристических заданий и возможностям их использования в ходе итоговой аттестации.
В качестве модераторов курсов выступили преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы:
Дарья Шпак, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования УМУ, кандидат физико-математических наук, доцент (модуль № 1);
Галина Юхневич, заведующий кафедрой экологии, кандидат биологических наук, доцент (модуль № 1);
Олег Коляго, заведующий лабораторией образовательных инноваций (модуль № 2);
Елена Разова, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, доцент (модуль № 3);
Ли Чон Ку, заведующий кафедрой международного бизнеса и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (модуль № 4).
Модератор пятого модуля – Игорь Маслов, директор ГУО «Лицей № 1 г. Гродно», магистр педагогических наук.
Занятия прошли в деятельностной форме, практиковалась активная продуктивная работа слушателей, выполнялись творческие задания в ходе аудиторных занятий и в дистанционном режиме на платформе курсов (e-courses.grsu.by).
Модераторы курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
«Университет образовательных инноваций: проектный подход в образовательной деятельности»
Елена Разова
доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности, кандидат философских наук, доцент
Наталья Валько
доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности, кандидат философских наук, доцент
Анатолий Богдевич
начальник учебного отдела учебно-методического управления УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат филологических наук, доцент
В течение трех месяцев с 23 сентября по 20 декабря 2019 года слушатели курсов «Университет образовательных инноваций: проектный подход в образовательной деятельности» познакомились с принципами, инструментами и технологиями проектной деятельности, научились инициировать, планировать и исполнять проекты, применять проектный подход при проведении учебных занятий и организации научно-исследовательской работы студентов.
Обучение проходило в двух учебных группах на русском и английском языках. Повысили квалификацию 27 слушателей (25 преподавателей университета и 2 преподавателя Гуманитарного колледжа):
преподаватели – 2 чел.;
старшие преподаватели – 11 чел.;
доценты – 7 чел.;
деканы – 1 чел.;
заместители деканов – 1 чел.;
заведующие кафедрами – 2 чел.;
заведующие лабораториями – 1 чел.
Слушатели курсов представляли 12 факультетов и 23 кафедры ГрГУ имени Янки Купалы.
В рамках первого учебного модуля «Проектный подход в преподавании учебных дисциплин» слушатели курсов узнали о методах генерации и обоснования проектных идей, требованиях к проектированию результатов проекта, инструментах и методах управления проектом, а также приемах их эффективной презентации.
Второй учебный модуль «Проектирование и проведение учебных игровых занятий» был составлен, исходя из интереса преподавателей к использованию игровых технологий в учебной деятельности. Слушатели курсов познакомились с игровыми образовательными решениями, в ходе тренинга и деловой игры освоили методику разработки и проведения занятий в игровой форме.
Третий учебный модуль «Разработка учебных проектов студентов на основе Mind-map технологии» был посвящен технологии Mind-map как средству организации, упорядочения и восприятия информации. Вниманию слушателей представили авторскую методику организации проектной деятельности студентов на основе Mind-map технологии, а также электронные ресурсы, позволяющие создавать собственные интеллект-карты.
В качестве модераторов курсов выступили преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы. Это доцент кафедры экономики и управления на предприятии Елена Разова, доцент кафедры общей физики Наталья Валько, начальник учебного отдела УМУ Анатолий Богдевич, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго.
Особенностью курсов стала их оргдеятельностная направленность, которая предполагала поэтапное выполнение практических заданий и активную профессиональную коммуникацию.
Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: основы эвристического обучения в учреждениях высшего образования» (на английском языке) проходили с 21 марта по 19 апреля 2019 года.
В ходе курсов преподаватели 7 факультетов Купаловского университета познакомились с основами образовательной эвристики, ее содержанием, спецификой и значимостью для творческого саморазвития студентов. Кроме того, расширили языковые компетенции за счет активной групповой работы и создания образовательных продуктов на английском языке.
Модераторами курсов выступили кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы, представитель Школы человекосообразного образования Елена Бэкман и преподаватель Технологического колледжа ГрГУ имени Янки Купалы, участница очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», лауреат XII республиканского конкурса «Компьютер. Интернет. Образование» Екатерина Пчельник.
На занятиях использовалась оргдеятельностная технология обучения, которая позволила создать совместные образовательные продукты (открытые задания, методические разработки учебных занятий) и проанализировать их сильные и слабые стороны в ходе вебинаров и дистанционных консультаций на образовательной платформе «Университет образовательных инноваций».
В первый день курсов Елена Бэкман рассказала слушателям о системе эвристического обучения, охарактеризовала основные этапы разработки открытых заданий, привела конкретные примеры из личной практики. Во второй части занятий была организована групповая работа слушателей. Под руководством Екатерины Пчельник слушатели разработали несколько вариантов открытых заданий для студентов гуманитарных и технических специальностей. Завершил первый этап обучения итоговый вебинар, на котором слушатели представили результаты групповой работы и получили от модераторов рекомендации по улучшению содержания разработанных открытых заданий.
Во время второго этапа курсов слушатели познакомились с особенностями проектирования и проведения эвристических занятий, создали собственные творческие продукты, поделились имеющимся опытом. В вводной лекции Елена Бэкман изложила в развернутом виде методологию эвристического занятия. Отдельно была представлена технология разработки и проведения эвристического занятия-диалога, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Андрей Король.
В группе, объединившей преподавателей гуманитарных дисциплин, было разработано эвристическое занятие «Travel to Israel» («Путешествие в Израиль»), преподаватели естественнонаучных дисциплин предложили на суд коллег занятие «Iron laws of the past and the present» («Железные законы прошлого и настоящего»).
На третьем этапе курсов модераторы предложили тему «Дистанционные технологии в образовании. Формы организации коммуникации студентов». Во вступительном докладе Елена Бэкман представила ключевые аспекты организации и проведения учебных занятий в виртуальной среде. Слушатели курсов познакомились с теоретическими основами использования телекоммуникаций в образовательном процессе, узнали о методике разработки учебных интернет-занятий, получили представление об авторской концепции применения эвристического диалога в процессе формирования телекоммуникативных компетенций учащихся доктора педагогических наук, профессора Андрея Короля. В выступлении Екатерины Пчельник были приведены конкретные примеры использования социальных сетей в учебном процессе.
Во время групповой работы слушатели курсов разработали первоначальные варианты интернет-занятий, а на итоговом вебинаре поделились результатами работы с коллегами, получили рекомендации модераторов по улучшению содержания методических разработок и исправлению допущенных ошибок.
Как отметили слушатели курсов, используемый формат работы позволил сформировать не только теоретические представления о сущности эвристического обучения, но и помог активизировать практические и языковые навыки, чему способствовали специально подобранные модераторами примеры из образовательной практики, совместные творческие разработки и активные коммуникации на английском языке.
Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» проходили поэтапно (пять учебных модулей) с 11 февраля по 14 июня 2019 года.
Модераторами курсов выступили участники проекта «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства PRINTeL». Модераторы прошли обучение в Университете прикладных наук Грац Joanneum Gesellschaft (Австрия), Университете Порту (Португалия), Левенском католическом университете (Бельгия), Линчепингском университете (Швеция), Университете Барселоны (Испания) в ноябре – декабре 2018 года.
Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации (модератор – НатальяВалько, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общей физики).
Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе (модератор – СветланаГончар, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков).
Активное обучение в перевёрнутой аудитории (модераторы – ДарьяШпак, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования; Константин Смотрицкий, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики).
Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения (модератор – Андрей Проневич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем).
Смешанное/гибридное обучение (модератор – Ирина Корлюкова, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой современных технологий довузовского образования).
Программа курсов реализовывалась в двух группах: на русском и английском языках.
Проведение курсов позволило апробировать новый механизм повышения профессионального мастерства преподавателей, когда программа повышения квалификации интегрируется в систему непрерывного образования, становится его основным рабочим элементом и в конечном итоге способствует постоянному обновлению преподавателями своих инновационных компетенций.
Программа курсов была нацелена на освоение преподавателями университета, колледжей, учителями школ новых способов планирования, проведения и оценки учебных занятий на основе инновационных образовательных технологий, в первую очередь технологии активного обучения.
В процессе изучения пяти образовательных модулей слушатели курсов освоили образовательные технологии, необходимые для создания персональных траекторий обучения студентов, научились работать с ресурсами цифровой образовательной среды университета, приобрели опыт погружения в среду совместного поиска образовательных идей и решений, усовершенствовали коммуникативные компетенции в области англоязычного профессионального общения.
В работе курсов приняли участие 38 слушателей, из них ГрГУ имени Янки Купалы представляли 35 человек, Гуманитарный колледж – 2 человека, Гродненскую городскую гимназию – 1 человек.
Слушателями курсов стали преподаватели 12 факультетов, 26 кафедр университета. Повышение квалификации прошли 2 декана (Марина Карпицкая, декан факультета экономики и управления, Александр Воронцов, декан факультета инновационных технологий машиностроения).
В ходе занятий слушатели изучили, проанализировали и оценили возможности 5 технологий активного обучения (обучение посредством мобильных приложений, игрофикация, обучение в перевёрнутой аудитории, обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения, смешанное/гибридное обучение), апробировали в ходе групповой работы 1 образовательный метод (ABC-метод), изучили 12 онлайн ресурсов (Qrcoder, Canva, Badge Builder, Socrative, PechaKucha, Playposit, Explain Everything, Padlet, Mentimeter, Prezi, Trello, 4portfolio), разместили на образовательной платформе 112 ответов на 13 заданий.
Для системы непрерывного повышения педагогического мастерства преподавателей в области инновационного образования создана интернет-платформа «Университет образовательных инноваций». В ходе курсов прошла ее апробация. Обучающая среда платформы ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между модераторами курсов и слушателями на протяжении всего периода обучения. Платформа позволяет создавать курсы, наполняя их разнообразным содержимым: это могут быть тексты, презентации, видеоматериалы, а также модули для совместной работы над образовательными проектами, форумы для проведения дискуссий, имеется возможность для отправки слушателями выполненных заданий, их оценивания и комментирования модераторами.
Во время курсов были проведены вводные (постановочные) лекции, обсуждения, тренинги, деловые игры, были организованы демонстрации результатов индивидуальной и групповой работы.
Особенностью курсов стало то, что слушатели применяли на практике полученные знания и делились с коллегами результатами учебной деятельности.
Очередным этапом в реализации проекта Erasmus+ «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» (UniTeLE) стала встреча в турецком Университете Невшехир.
За время пребывания в Университете Невшехир делегация белорусских учреждений высшего образования посетила Школу английского языка, университетскую библиотеку, спортивный комплекс, конную ферму, городскую среднюю школу, центр детского творчества. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы представили менеджер проекта, заведующий сектором международной проектной деятельности Алеся Белко и эксперт проекта, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго.
В течение нескольких дней представители ГрГУ имени Янки Купалы и трех других белорусских университетов знакомились с особенностями функционирования системы образования Турции, программами подготовки по педагогическим специальностям в турецких университетах, принципами организации системы менеджмента качества в масштабах страны в целом и на уровне Университета Невшехир. Также была затронута тема трансформации образовательного процесса в условиях пандемии COVID-19. Турецкие коллеги рассказали о работе Центра дистанционного обучения в Университете Невшехир. Его возможности были использованы для создания инфраструктуры дистанционного обучения, проведения тренингов для преподавателей, технической поддержки онлайн-занятий. Представителям белорусских университетов были продемонстрированы возможности турецкой национальной образовательной телевизионной сети EBA TV, которая с марта 2020 года транслирует образовательный контент для школьников и студентов. Свои методы онлайн-обучения представили коллегам из Беларуси преподаватели факультета спортивных наук и технологий.
В статье рассматривается одна из возможностей использования компетентностного подхода, предлагается игровой метод изучения истории биологической химии. Подробнее...
В статье выявлены и проанализированы различные способы решения задач математического программирования графическим методом, в том числе с помощью Wolfram Cloud. Подробнее...
В статье рассматривается важность использования таких интернет-платформ как Zoom и Microsoft Teams для обучения иностранным языкам в современных условиях.Подробнее...
Представлена методическая разработка коммуникативного практического занятия на тему опасных профессий для студентов-иностранцев с уровнем владения языком А2-В1. Подробнее...
В статье анализируются возможности профессионального и личностного развития студентов факультета психологии путем выдачи им практико-ориентированных заданий для управляемой самостоятельной работы. Подробнее...
В статье кратко рассмотрена трактовка понятия «цифровая грамотность», представленная в научной литературе, а также в документах специализированных подразделений ООН и иных международных организаций. Подробнее...
Ровба Евгений Алексеевич, Худенко Владимир Николаевич, Ишанов Сергей Александрович, Сетько Елена Александровна
Излагается алгоритм и особенности построения динамических анимационных роликов для использования в процессе преподавания теории функций комплексного аргумента. Подробнее...
В статье дается краткое описание отличий ЦУМК от ЭУМК. Автор описывает примеры использования облачных сервисов GSuite для создания подобных комплексов. Подробнее...
Цель работы – проанализировать доступные электронные образовательные ресурсы (EER) и массовые открытые онлайн-курсы (МООК), содержащие профессиональные обучающие программы для специалистов в сфере туризма и гостеприимства. Подробнее...
В статье делается акцент на необходимости формирования у студентов ключевых компетенций XXI века и осуществления сетевой проектной деятельности как инструмента формирования этих компетенций. Подробнее...
Инновационным подходом является использование в образовании облачных технологий, позволяющих организовать образовательный процесс с использованием ресурсов и средств с ориентацией на учащихся, а не на учителей. Подробнее...
Колоцей Марина Яцековна, Богдевич Анатолий Иосифович, Шпак Дарья Сергеевна, Разова Елена Леонидовна, Обелевский Алексей Аркадьевич, Коляго Олег Владимирович
В статье отражены теоретические и практические аспекты проектной деятельности, которая позволяет повысить качество обучения современных студентов. Подробнее...
Занятия начнутся 27 сентября и будут проходить в первой половине дня по понедельникам и четвергам.
Слушателями курсов станут 20 преподавателей и методистов Купаловского университета. Программа обучения разработана совместно белорусскими экспертами из шести университетов-партнеров международного проекта UNITELE и включает 6 модулей: культура качества, инновационные методы и технологии обучения, командообразование и взаимное обучение, психология интерактивного обучения, лидерство и социальная ответственность, дизайн курса.
Занятия в рамках курсов «Повышение качества преподавания и обучения» будут проходить в Интернет-центре Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (ул. Ожешко, 22, ауд. 218а) с 10.05 до 13.00 по понедельникам и четвергам.
Полоцкий государственный университет стал местом проведения рабочей встречи участников проекта «Повышение качества преподавания и обучения в университетах»UniTeLE.
В течение 2 дней представители 6 белорусских вузов-партнеров обсуждали перспективы разработки программы повышения квалификации преподавателей, которая будет включать модули: «Качество как культура», «Инновационные методики обучения», «Формирование команды и стратегия «учись у равного»», «Лидерство и социальная ответственность», «Психология интерактивного обучения», «Разработка учебных программ и дизайн курса». В центре внимания разработчиков оказались вопросы дизайна модулей, цели и результаты обучения. Предполагается, что по итогам освоения программы преподаватели белорусских университетов получат опыт организации эффективного учебного процесса на основе инновационных методик обучения, получат представление о способах оценивания учебной деятельности студентов, смогут принять участие во внутреннем контроле качества, научатся разрабатывать учебные программы дисциплин в соответствии с требованиями современного рынка труда. Во время встречи состоялась онлайн презентация системы менеджмента качества Высшей школы педагогики г. Хайдельберг (Германия). Партнеры проекта рассказали о последних решениях, принятых в этом направлении. В частности, с зимнего семестра 2020/2021 учебного года начнет функционировать Сенатская комиссия по развитию качества и аккредитации, которая займется обсуждением качества учебных программ и разработкой рекомендаций по их совершенствованию, будет отвечать за подготовку и проведение внутренней аккредитации. Во второй день рабочей встречи команда Национального Эразмус+ офиса в Республике Беларусь провела предварительный мониторинг проекта UniTeLe. В ходе совместного обсуждения были определены условия, благодаря которым возможна успешная реализация проекта в установленные сроки. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы представлял заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго, который является экспертом модуля «Инновационные методики обучения».
Представители Гродненского государственного университета имени Янки Купалы приняли участие в рабочем совещании по проекту международной технической помощи «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» UniTeLe.
Рабочая встреча в г. Минске собрала представителей 6 белорусских университетов - участников проекта Эразмус+ «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» UniTeLe и координатора проекта из Университета Линнеуса (Швеция). Купаловский университет представляли координатор проекта, заведующий сектором международной проектной деятельности Алеся Белко и эксперт проекта, заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго. Участники встречи презентовали модули новой образовательной программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, которая разрабатывается на основе лучших практик европейских университетов. «В ходе встречи обсуждались различные варианты взаимодействия вузов-партнеров, - отметила Алеся Белко. - Диссеминация является важным звеном реализации проекта, мы рассчитываем, что наработки коллег из европейских и белорусских университетов помогут усовершенствовать подходы в оценке качества образовательного процесса в нашем университете». Рабочая группа, модератором которой является Олег Коляго, подготовит к концу мая силлабус (программу с кратким описанием изучаемых тем) модуля «Инновационные методы и технологии обучения». В состав модуля войдут темы, посвященные методам активного обучения и наиболее востребованным средствам ИКТ (онлайн доски, виртуальные тренажеры, вики-ресурсы и др.). Запуск программы повышения квалификации планируется на конец сентября 2021 г.
В статье проведен анализ подходов к проектированию нового содержания образования и представлены методологические основы организации подготовки специалистов экономического профиля. Подробнее...
В статье представлен опыт создания и использования видеозаписей лекционных и лабораторных занятий по дисциплине «Эконометрика и экономико-математические модели и методы» для студентов заочной формы обучения. Подробнее...
В статье предпринята попытка обобщения учебно-методического опыта организации и проведения олимпиады по русскому языку как иностранному с использованием информационно-коммуникационных технологий. Подробнее...
В статье описывается опыт организации и реализации проекта «Летняя академия – 2020», который позволил решить многообразные задачи в овладении и совершенствовании изучаемого языка. Подробнее...
Представленная методическая разработка содержит рекомендации по проведению учебного занятия по дисциплине «Криминалистика» для студентов юридического факультета специальности «Правоведение». Подробнее...
Преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы приняли участие в семинарах и международной научной конференции «Качество образования в обществе знаний».
Мероприятия проходили на базе Университета Генуи (Италия) в рамках проекта Erasmus+ «Повышение качества преподавания и обучения в университетах».
В ходе семинаров представители итальянского университета совместно со своими белорусскими коллегами рассмотрели ключевые аспекты повышения качества университетского образования. Особый интерес вызвали темы, связанные с критериями оценки экономических и человеческих ресурсов в системе образования Италии, правилами проведения внешних и внутренних контрольных мероприятий в области качества университетского образования, механизмами принятия, использования и оптимизации управленческих решений, направленных на совершенствование образовательного процесса. Участникам из Беларуси и Молдовы был представлен сайт Университета Генуи, на котором размещены информационные материалы по вопросам обеспечения качества подготовки студентов (Assicurare la qualità).
По завершении семинаров состоялся тренинг «Новые технологии и дидактические приемы обучения». В процессе интерактивного взаимодействия гости Университета Генуи смогли оценить новые образовательные решения своих итальянских коллег, а также обменялись опытом работы в современной студенческой аудитории.
Составной частью мероприятий стала международная научная конференция «Качество образования в обществе знаний». В своем выступлении заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго и старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Алексей Обелевский рассказали о том, как в ГрГУ имени Янки Купалы с помощью проектной деятельности решаются вопросы повышения качества обучения студентов.
Авторами научно-методических статей и разработок учебных занятий в новом номере журнала за 2020 год стали 7 преподавателей Купаловского университета.
Открывает новый номер журнала статья доцента кафедры международного права Андрея Богустова, в которой обобщается опыт участия команды юридического факультета ГрГУ имени Янки Купалы в студенческом конкурсе по международному коммерческому арбитражу. По мнению автора, подготовка юридических кадров должна осуществляться в активной практико-ориентированной среде, важно создавать условия для систематического участия студенческих команд в конкурсных мероприятиях, включать этапы подготовки к конкурсам в учебный процесс, вырабатывать действенные механизмы признания достижений студентов.
Методикой использования карт памяти (визуальных схем) в преподавании различных дисциплин на педагогическом факультете делится с читателями журнала доцент кафедры педагогики и психологии детства Марина Салтыкова-Волкович. В статье проанализирована организация учебной работы с использованием карт памяти, предложены конкретные рекомендации по их разработке и применению.
В статье доцента кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры Ирины Просвирниной подробно рассмотрены ключевые аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании университетских дисциплин во время удалённого обучения. Автор описывает результаты учебно-методического эксперимента, во время которого студенты самостоятельно изучили возможности элементов курсов «Семинар» и «Вики» на Образовательном портале ГрГУ имени Янки Купалы.
Этапы проектирования эвристических заданий в процессе обучения иностранным языкам нашли отражение в статье старших преподавателей кафедры английского языка естественных факультетов БГУ Галины ПусенковойиИрины Шарейко. Авторы приводят примеры открытых заданий, разработанных с учетом закономерностей и принципов эвристической дидактики и направленных на активизацию интеллектуально-творческих способностей современных студентов.
В методическую копилку журнала включена разработка проблемной лекции доцента кафедры социологии и специальных социологических дисциплин Оксаны Гаврилик на тему «Что социология знает о деньгах?». Как отмечает автор, современная лекция уже не может быть простым монологом преподавателя, наоборот, она должна способствовать развитию инновационного мышления студентов, формировать у них навыки самостоятельной исследовательской работы, мотивировать на поиск ответов на вопросы, имеющие практическую значимость.
Порядок подготовки и проведения деловой игры с использованием интерактивного кейс-метода представила на страницах журнала доцент кафедры гражданского права и процесса Ирена Кирвель. Новый подход в работе со студентами-юристами основан на моделировании ситуаций, в которых специалист-медиатор помогает урегулировать правовые конфликты сторон.
Совместную разработку междисциплинарного занятия по теме «BELARUSVIZAFREE» с использованием творческих заданий различного типа предложили преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации Ольга Павлютина и старший преподаватель кафедры туризма и культурного наследия Светлана Чувак. Как отмечают авторы, интеграция дисциплин («Введение в туризм» и «Практическая фонетика») позволила интенсифицировать практическое занятие, расширить его информативную емкость, развить мотивацию и творческую инициативу студентов.
Будем откровенны, все авторы нового номера заслуживают внимания, никто из них не должен оставаться в тени читательских интересов. Найдите к каждому из них дорогу, не стесняйтесь задавать вопросы не только им, но и самим себе, научитесь на лучших примерах вдохновлять студентов принимать широкие возможности будущего и воспринимать учебу как путь к раскрытию своего личного потенциала.
Желаем получить профессиональное удовлетворение от чтения нового номера журнала. Как утверждал французский писатель Даниэль Пеннак, чтение уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. Это важно помнить тем, кто ищет новые ориентиры в лабиринтах современного образования, кто увлечен своей работой, кто готов к творческим поискам и открытиям.
Пусенкова Галина Алексеевна, Шарейко Ирина Леонидовна
В статье рассматривается необходимость поиска и внедрения инновационных технологий в профессионально-ориентированном обучении английскому языку. Подробнее...
Статья посвящена анализу интерактивных форм и методов обучения студентов-юристов, применяемых кураторами Юридической клиники ГрГУ имени Янки Купалы. Подробнее...
Представлена методическая разработка лекции по теме «Деньги как предмет социологического исследования» для студентов 3 курса специальности 1-23 01 05 «Социология». Подробнее...
В данной методической разработке приводится пример проведения практического занятия со студентами второй формы получения высшего образования специальности «1-24 81 05 Правовое обеспечение альтернативных способов урегулирования конфликтов и споров». Подробнее...
Павлютина Ольга Михайловна, Чувак Светлана Викторовна
Представлена методическая разработка междисциплинарного занятия по теме «BELARUSVIZAFREE» с использованием творческих заданий различных типов. Подробнее...
Гонгало Владимир Олегович, Кравчук Артем Алексеевич
Информационно-образовательный ресурс «МедиаДом» способствует развитию профессионального и массового образования в сфере медиа, а также формированию сообщества лидеров мнений, влияющих на медиапространство региона. Подробнее...
Сотрудники Гродненского государственного университета имени Янки Купалы приняли участие в первой встрече в рамках проекта «Совершенствование университетского преподавания и обучения» в университете Линнеус в городе Вэкше (Швеция).
Заведующий сектором международной проектной деятельности Центра интернационализации образования Виктория Кергет и начальник учебного отдела учебно-методического управления Анатолий Богдевич представили партнерам по проекту достижения ГрГУ имени Янки Купалы в области международной проектной деятельности, внедрения инновационных образовательных технологий и системы менеджмента качества.
В рамках первой встречи состоялось знакомство с вузами-партнерами, участники разработали план и этапы реализации проекта, также было согласовано распределение ответственности. Внедрение результатов проекта позволит ГрГУ имени Янки Купалы сделать еще один шаг на пути инновационного развития, совершенствования организации образовательного процесса в университете в соответствии с европейскими стандартами обеспечения качества образования.
В результате реализации проекта UniTeLE планируется создание в университете Центра академического развития и педагогической подготовки, разработка и внедрение инновационных методик образования. Важный аспект проекта – развитие педагогического взаимодействия и педагогических сетей для сотрудников университетов Швеции, Италии, Германии, Турции и Беларуси.
Партнерами проекта выступают Университет Линнеус, Швеция – координатор проекта, Университет Генуи, Италия, Педагогический университет Хайдельберга, Германия, Университет Хаджи Бекташ-и Вели г. Невшехир, Турция, Полоцкий государственный университет, Беларусь, Белорусский государственный университет, Беларусь, Белорусская государственная ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия, Беларусь, Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, Беларусь, Брестский государственный технический университет, Беларусь. Ассоциированный партнер: Министерство образования Республики Беларусь.
Целью проекта является улучшение качества высшего образования с акцентом на трудоустройство в части совершенствования внутреннего обеспечения качества преподавания и обучения и улучшения работы преподавательского состава вузов-партнеров Беларуси в соответствии с растущими требованиями общества и экономики.
Повышение качества преподавания и обучения в университетахUniTeLE
Цель проекта:
Повысить качество результатов высшего образования с высокой степенью успеваемости студентов и возможностей трудоустройства путем улучшения внутреннего обеспечения качества преподавания / обучения и совершенствования профессиональной деятельности преподавательского состава в белорусских университетах для более точного удовлетворения возросших потребностей общества и экономики.
Задачи проекта:
разработать и внедрить систему внутреннего обеспечения качества преподавания/обучения и работы профессорско-преподавательского состава в соответствии с европейскими стандартами;
создать Центры академического развития и подготовки преподавателей (ЦАРиПП) в каждом белорусском партнере для управления внутренней системой оценки качества преподавания/обучения и работы профессорско-преподавательского состава;
разработать Программу повышения квалификации преподавателей университетов без отрыва от производства;
использовать инновационные методики обучения для повышения уровня успеваемости обучающихся во время обучения и будущей трудовой деятельности;
внедрить новые положения о трудовой деятельности преподавательского состава в шести белорусских университетах-партнерах.
Проект соответствует приоритетам развития высшего образования Республики Беларусь, определенным в государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 гг. в части повышения качества образования, реализации компетентностного подхода в образовании и углубления связей с организациями-заказчиками кадров.
Проектреализуется консорциумом в составе 10 партнеров из Швеции, Италии, Германии, Турции и Беларуси.
Партнеры проекта:
Университет Линнеус (Швеция) – координатор проекта;
Университет Генуи (Италия);
Педагогический университет Хайдельберга ( Германия);
Университет Хаджи Бекташ-и Вели г. Невшехир (Турция);
Полоцкий государственный университет (Беларусь);
Белорусский государственный университет (Беларусь);
Белорусская государственная ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия (Беларусь);
Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого (Беларусь);
Брестский государственный технический университет (Беларусь);
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Беларусь).
Ассоциированный партнер: Министерство образования Республики Беларусь.
Гачко Геннадий Алексеевич, Романовский Юрий Яцентович, Колоцей Марина Яцековна, Олизарович Евгений Владимирович, Богдевич Анатолий Иосифович, Шпак Дарья Сергеевна, Жукевич Александр Иванович
В статье представлен опыт учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» в области цифровой трансформации образовательного процесса. Подробнее...
В статье на примере разработки и апробации семинарского занятия по «Зарубежной литературе» для обучающихся лингвистического профиля БГУ выявлена целесообразность использования эвристических технологий в учебном процессе. Подробнее...
В статье дана трактовка понятия «метод проектов», раскрыты его возможности в стимулировании самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика». Подробнее...
Шпак Дарья Сергеевна, Смотрицкий Константин Анатольевич
В статье приводятся примеры элементов электронного обучения, которые используются преподавателями Гродненского государственного университета имени Янки Купалы в образовательном процессе естественно-математических дисциплин. Подробнее...
В статье автор делится опытом преподавания курса «Гражданский процесс» и указывает на возможности повышения эффективности обучения студентов-юристов гражданскому процессуальному праву, в том числе с учетом опыта зарубежного университета. Подробнее...
Сетько Елена Александровна, Медведева Виктория Юрьевна
Представлена методическая разработка аудиторного занятия в форме математического квеста по темам «Интегрирование функции одной переменной» и «Дифференцирование функции двух переменных. Экстремум». Подробнее...
Данная разработка охватывает метод тепловой диагностики, основанный на визуализации и анализе тепловых полей узлов и агрегатов техники, который может быть использован в ходе технической эксплуатации автомобилей. Подробнее...
Рефлексия студентов студентов-первокурсников, включенных в Банк данных одаренной и талантливой молодежи Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Подробнее...